Соловьев, И. В. Саамские бубны в этнической истории (классификация, генезис и функционирование в традиции) // Временник Зубовского института / Российский институт истории искусств. - Вып. 2 (29). – Санкт-Петербург, 2020. - С. 98-117.

№ 2 2020 ВРЕМЕННИК ЗУБОВСКОГО ИНСТИТУТА Саамские бубны в этнической истории (классификация, генезис и функционирование в традиции) СОЛОВЬЁВ ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ Кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыки финно-угорских народов, Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (Петрозаводск, Россия) SOLOVIEV IGOR V. PhD (History of Art), Associate Professor, Department of Finno-Ugric Music, Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire (Petrozavodsk, Russia) E-mail: hopes71@yandex.ru Саамский бубен — один из центральных символов в этнической традиции саами. Недаром бубен ассоциируется с многомерной и многофункциональной картой лапландского мира — мифологического и космогонического, биоло- гического, физического, социального, репрезентирующего важнейшие кон- станты взаимоотношений человека и природы: поиск смысла жизни, раз- мышления о вечности, круговорот природных явлений. Значимость саам- ского бубна в традиционной культуре этноса открывает для исследователя многоаспектный вектор изучения в пространстве различных областей наук: археологии, истории и этнографии, культурологи, лингвистики и этному- зыкологии (этноорганологии). Актуальность изучения символа саамской традиции определена в многочисленных источниках разных исторических эпох — от полевых записей путешественников и христианских миссионеров до этнографических исследовательских трудов, касающихся древних веро- ваний, духовной и материальной культуры саамов. Несмотря на публикации путешественников, историков, этнографов, куль- турологов, в которых затрагиваются отдельные аспекты функционирования саамских бубнов, на данный момент остается пробел в области этномузыко- логии. Так, пока единственным исследованием в данной области являются статьи шведского ученого-этномузыколога Э. Эмсхаймера. Ряд его трудов базируется на историко-морфологической методологии в компаративном ракурсе изучения саамских бубнов (мембранофонов). В его статьях рас- смотрены вопросы этнографического контекста функционирования в тра- диции, генезиса, морфологических типов бубнов, магической практики вы- бора древесины в саамской традиции, конструктивных параллелей при со- поставлении с мембранофонами сибирских этносов. Автор фрагментарно рассматривает гипотетическую взаимосвязь тембра инструмента с локали- УДК 781.7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz