Соловьев, И. В. Саамские бубны в этнической истории (классификация, генезис и функционирование в традиции) // Временник Зубовского института / Российский институт истории искусств. - Вып. 2 (29). – Санкт-Петербург, 2020. - С. 98-117.

ИССЛЕДОВАНИЯ 106 № 2 2020 ВРЕМЕННИК ЗУБОВСКОГО ИНСТИТУТА с сибирскими аналогами. Тем не менее существуют факты сочетания двух ти- пов украшений — костяных (зооморфных) и металлических, что, несомнен- но, усложняет вопросы межэтнических влияний в аспектах компаративных исследований бубнов. Чашеобразный тип бубна включает лишь ограничен- ное число металлических и иного материала украшений. Это медные коль- ца, прикрепляемые к верхней и нижней части выдолбленной чаши, а также суконные разноцветные подвески треугольной формы ( саам. тиепп), кото- рые крепятся по периферии бубна 1 . Еще один актуальный вопрос, отражающий проблемы генезиса бубнов, связан с бытованием саамских мембранофонов на территории Кольского по- луострова. Так, согласно сведениям старожилов начала XX века, даже «ле- генд о так называемом волшебном инструменте не сохранились. Во всяком случае, старшее поколение им ничего об этом не говорило» 2 . Тем не менее в экспедиционных материалах Мурманского областного краеведческого музея 1939 года сохранились сведения о жертвоприноше- нии у саамов, записанные от А. Е. Родчева. В частности, информант отмеча- ет применение бубна колдуном в оленьем жертвенном ритуале 3 . Факты вероятного бытования инструмента на Кольском полуострове, а также в Северной Карелии — одной из ранних территорий локализации саами — хотя и косвенные, но достаточно определенные. В Северной Ка- релии, территории «долапландского» проживания саами, сохранился тер- мин «kontakka», означающий «дух волшебного бубна» 4 . Возможно, семан- тика термина связана с лексемой «коннът-акка» (от саам. коннът — «дикий олень» и акка — «женщина»; буквально «женщина (самка) дикого оленя»); на Кольском полуострове бытует термин «нуэйт куэммдэс» — «бубен шама- на» ( вост.-саам. нуэйт — «колдун, ясновидящий», куэммдэс — «бубен») 5 . Яр- ким свидетельством бытования бубнов на Кольском полуострове становится топонимика. Так, в акватории священного озера Сейдяввьр сохранилось на- звание Куэмдеспахък — «гора шаманского бубна» 6 . Другой важнейший ис- точник — археологические находки. В частности, в могильнике, датирован- 1 Косменко А. П. Народное изобразительное искусство саамов Кольского полуострова XIX—XX вв.: этнографический очерк. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 1993. 170 с. 2 Шатков Ф. Ф. По поводу письма профессора К. В. Виклунда из Упсалы (Швеция) // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1911. № 6. С. 486. 3 Попов А. П. Фольклорные записи, произведенные летом 1939 года при поездке в Лово- зерский район // Земля TRE Ревда. 2018. № 4. С. 110. 4 Manker E. Die Lappische Zaubertrommel. S. 108. 5 Бакула В. Б. Духовная культура саамов и ее отражение в языке. Мурманск: Принт-2, 2017. C. 108, 204. 6 Большакова Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем. Мурманск: Мурманское книжное издательство, 2005. С. 298, 340.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz