Соловьев, И. В. Саамские бубны в этнической истории (классификация, генезис и функционирование в традиции) // Временник Зубовского института / Российский институт истории искусств. - Вып. 2 (29). – Санкт-Петербург, 2020. - С. 98-117.

105 И. В. СОЛОВЬЁВ. СААМСКИЕ БУБНЫ В ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ (КЛАССИФИКАЦИЯ, ГЕНЕЗИС И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В ТРАДИЦИИ) ВРЕМЕННИК ЗУБОВСКОГО ИНСТИТУТА № 2 2020 Интересна и консервативная точка зрения Э. Манкера, базирующаяся на автохтонной теории происхождения в отношении чашеобразного типа как обособленной формы саамского бубна. Именно эргоморфология чашеобраз- ного типа связывает его с древнейшей саамской утварью: деревянной плош- кой, ковшиком ( зап.-саам. nahppi, вост.-саам. кукша), — предназначенной для хранения оленьего молока 1 . Данная конструктивная аналогия связана с процессом изготовления — выдалбливанием полости из капового нароста. Вероятно, это один из ярких примеров, раскрывающий происхождение чашеобразного типа лапландского инструмента. Однако является ли дан- ный тип архаичным типом по отношению к рамным бубнам — остается мор- фологической загадкой. По отношению к рамным типам бубнов возможна аналогия с саамским коробом кушшь ( вост.-саам. ) 2 . Подобные аналогии также могут отражать автохтонную теорию проис- хождения бубна как антитезу теории заимствованного происхождения рам- ного типа саамских бубнов. К примеру, один из вариантов названия рамно- го типа бубна — noaiddegisa (от noaidde — «колдун» и gisa — «согнутый в ко- роб бубен»; саами Луле) 3 . Кроме того, существуют противоречивые мнения по поводу взаимовлия- ний основных типов и разновидностей саамских мембранофонов в контексте хронологического первенства типов. В частности, этапы становления чаше- образного типа мембранофона как обособленного типа связывают с посте- пенной трансформацией рамного типа в его угловую разновидность . Данный взгляд обусловлен тем, что тыльная сторона угловой разновидности бубна ча- стично закрыта. Однако, по словам Э. Эмсхаймера, уникальность конструк- ции угловой разновидности очевидна (сохранились только два аутентичных экземпляра), и «едва ли можно предположить, что его саами позаимствова- ли у другого народа». Тем не менее исследователь считает, что генетическое первенство принадлежит именно рамному типу мембранофонов 4 . Проследить генезис саамских мембранофонов представляется возможным и путем дифференциации c точки зрения органологии амулетов-украшений ( зап.-саам. givrienreseltakk — «убранство волшебного бубна») — подвесок-по- гремушек, являющихся составной частью инструмента. Так, к рамному типу бубнов, помимо металлических пластин, цепочек-украшений, которые ши- роко распространены как на территории Лапландии, так и на прилегающих территориях Балтии, севера России, Поволжья, прикрепляют «звучащие» амулеты, состоящие преимущественно из костей животных, что сближает их 1 Emsheimer E. Studia ethnomusicologica eurasiatica. P. 68—74. 2 The Saami: а cultural encyclopedia. Vammala: Sumalaisen Kirjallisuuden Seura, 2005. P. 45. 3 Manker E. Die Lappische Zaubertrommel. S. 181, 422. 4 Emsheimer E. Studia ethnomusicologica eurasiatica. P. 68—74.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz