Соловьев, И. В. Саамские бубны в этнической истории (классификация, генезис и функционирование в традиции) // Временник Зубовского института / Российский институт истории искусств. - Вып. 2 (29). – Санкт-Петербург, 2020. - С. 98-117.

99 И. В. СОЛОВЬЁВ. СААМСКИЕ БУБНЫ В ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ (КЛАССИФИКАЦИЯ, ГЕНЕЗИС И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В ТРАДИЦИИ) ВРЕМЕННИК ЗУБОВСКОГО ИНСТИТУТА № 2 2020 зацией изображений-символов на саамских мембранофонах 1 . В своих иссле- дованиях мы применяем базовый системно-этнофонический метод (Маци- евский И. В.), отражающий комплексный и системный подход в изучении музыкальной традиции этноса в неразрывном единстве объекта изучения и исполняемой музыки 2 . Первые исторические сведения о саамских бубнах содержатся в «Норвеж- ских хрониках» (Chronicon Norvegicum, 1190). В данном документе инстру- мент сравнивается с похожим на решето и украшенным картинками сосу- дом — vasculum ad modum caratantatorum ( лат. ) 3 . Тремя столетиями позже все чаще появляется информация о мембранофонах в отчетах христиан- ских миссионеров XVI—XVII веков, но они характеризуются фрагментар- ностью описаний. Все имеющиеся сведения были обобщены в монографии известного германского исследователя И. Шеффера «Лаппония» (Lapponia, 1673), где в одной из глав подробно представлен саамский бубен. Труд снаб- жен многочисленными гравюрами, дающими представление о форме, деко- ре на мембране и корпусе инструмента, а также о его атрибутах — ударни- ках (колотушках) и указателях. Особое значение автор придает культовому функционированию бубна в шаманской практике. Данные сведения были заимствованы И. Шеффером у шведского священника С. Реена (1671), ко- торый впервые приводит сведения о магическом функционировании саам- ского бубна 4 . Попытка определения морфологических типов саамских мембранофонов в начале ХХ века отражена в работах шведских этнографов Г. Хальстрема и К. Виклунда. В основе их классификации лежит описательный принцип, от- ражающий название инструмента по его ассоциации с предметами саамской утвари. Так, Г. Хальстрем дифференцирует разновидности бубна и обознача- ет их как тип «решета» и тип «чаши». К. Виклунд определяет конструктив- ную разновидность по аналогии с формой короба — тип «короба» 5 . Венцом многоаспектного этнографического исследования саамских мем- бранофонов стала двухтомная монография шведского этнографа Э. Манкера 1 Emsheimer E. Studia ethnomusicologica eurasiatica / Ernst Emsheimer. Stockholm: Musikhistoriska museet, 1964. P. 28—60, 68—75. 2 См.: Мациевский И. В. Народная инструментальная музыка как феномен культуры. Ал- маты: Дайк-Пресс, 2007. C. 34—35. 3 Saami drums or runebomer. URL: http://old.no/samidrum/ (дата обращения: 29.10.2019). 4 См.: Шеффер И. Лаппония 1673 года, или Новое и вернейшее описание страны саамов и самого саамского народа, в котором излагается многое еще никому неведомое о его проис- хождении, суевериях, колдовстве, образе жизни, обычаях, а также о природе, животных и ме- таллах, встречающихся в Лапландии, с приложением подробных к тому рисунков. Апатиты: Живая Арктика, 2008. С. 51—61, 92. 5 Manker E. Die Lappische Zaubertrommel. Eine ethnologische Monographie Die Trommel als Denkmal materieller Kultur. Stockholm, 1938. (Acta Lapponica, I). S. 109.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz