Соловьев, И. В. Саамские бубны в этнической истории (классификация, генезис и функционирование в традиции) // Временник Зубовского института / Российский институт истории искусств. - Вып. 2 (29). – Санкт-Петербург, 2020. - С. 98-117.
115 И. В. СОЛОВЬЁВ. СААМСКИЕ БУБНЫ В ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ (КЛАССИФИКАЦИЯ, ГЕНЕЗИС И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В ТРАДИЦИИ) ВРЕМЕННИК ЗУБОВСКОГО ИНСТИТУТА № 2 2020 ние возникает благодаря метрической организации саамского напева луввьт , которая представляет структурную мобильность образца (границы мелоди- ческих строф постоянно изменяются). В результате мы можем констатиро- вать подвижность границ метроритмической структуры в игре на бубне и певческой интонации. Здесь происходит своеобразное слияние в единое зву- ковое поле инструментальной и певческой сфер. Возможно, это яркий при- мер контонационного поля звуковой организации голоса и сопровождающе- го инструмента (пример 2) 1 . Исполнитель производит колотушкой, обернутой мехом, удары в область центра мембраны бубна, где расположен солярный символ Бога Солнца ( са- ам. Пеййв) (ил. 7) 2 . Таким образом, несмотря на довольно продолжительный период, свя- занный с искоренением саамских традиционных обрядов, начатый еще в период христианизации этноса, тенденции континуации (продолжения) функционирования бубна, как в традиции западных групп, так и восточ- ных — кольских саами, сохраняются по сей день. Изучение саамских бубнов в контексте этномузыкологического исследования является весьма непро- стой задачей. Прежде всего, в этнографическом аспекте данная проблема- тика раскрывается в понимании его функциональной значимости на протя- жении всей этнической истории. Особо острой остается проблематика про- исхождения инструмента, перекликающаяся с дискуссионными вопросами происхождения этноса. Перспектива дальнейшего изучения саамских буб- нов, несомненно, связана с несколькими направлениями этномузыкологи- ческих исследований: — вопросы саамских эстетических представлений об инструменте в об- ласти когнитивной этномузыкологии; — синхронная фиксация инструментальной, певческой и кинетической сфер исполнительства; — выявление исполнительской техники в комплексе структурных, инто- национно-ритмических элементов акустического анализа; — исследования эргологического аспекта, позволяющего проследить раз- личные способы изготовления — от аутентичных, сохраняющих арха- ичные технологии, до стилизованных авторских образцов в сравни- тельном изучении морфологии и акустики инструментов. 1 Мациевский И. В. Интонация, контонация и формообразовательные универсалии в музыке (европейской и неевропейской, традиционной и современной) // Музыка народов мира. Проблемы изучения / Ред.-сост. В. Н. Юнусова, А. В. Харуто. М.: МГК, 2008. Вып. 1. С. 9—10. 2 Большакова Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем. С. 241.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz