Соловьев, И. В. Саамские бубны в этнической истории (классификация, генезис и функционирование в традиции) // Временник Зубовского института / Российский институт истории искусств. - Вып. 2 (29). – Санкт-Петербург, 2020. - С. 98-117.

113 И. В. СОЛОВЬЁВ. СААМСКИЕ БУБНЫ В ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ (КЛАССИФИКАЦИЯ, ГЕНЕЗИС И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В ТРАДИЦИИ) ВРЕМЕННИК ЗУБОВСКОГО ИНСТИТУТА № 2 2020 душечками указательного и среднего пальцев правой руки в вертикальной плоскости, ближе к ногтевой части. Пальцы располагаются радиально — от центра к периферии мембраны. При интонировании в низком регистре об- ласть возбуждения мембраны связана с ударами внутренней поверхностью пальцев правой руки. Ритмическая формула трехдольного метра связана с динамической градацией ударов по мембране и представляет собой два уров- ня: 1) акцентный уровень, в яркой динамике; 2) неакцентный, в умеренной динамике в градациях к тихому звучанию. На динамику звучания инстру- мента влияет и количество пальцев, соприкасающихся с мембраной бубна (пример 1). В транскрипции кольско-саамского луввьт М. Медведевой — «Луввьт любви» ( вост.-саам. луввьт — своеобразная саамская песня) 1 в сопровожде- нии бубна рамного типа основная ритмоформула двудольного ритма посто- янно перемежается с равномерной пульсацией трехдольности. В процессе напева создается ощущение самостоятельной ритмической линии ударов в бубен как антитезы певческой интонации. Данное ощуще- 1 Бакула В. Б. Духовная культура саамов и ее отражение в языке. С. 193. Пример 1. Йойк в сопровождении чашеобразного типа бубна (фрагмент). Запись: А. Киндяк, нотация: И. В. Соловьев

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz