Соловьев, И. В. Саамские бубны в этнической истории (классификация, генезис и функционирование в традиции) // Временник Зубовского института / Российский институт истории искусств. - Вып. 2 (29). – Санкт-Петербург, 2020. - С. 98-117.
ИССЛЕДОВАНИЯ 112 № 2 2020 ВРЕМЕННИК ЗУБОВСКОГО ИНСТИТУТА имитации. Здесь включается статичная и пространственная телесная кине- матика птичьих имитаций — круговые движения, в семантике своеобразно- го «обхаживания» глухаря вокруг глухарки, а также повороты головы при неподвижном корпусе тела. Уникальная игра на чашеобразном типе бубна была зафиксирована на- ми в экспедиции в норвежскую Лапландию (коммуна Каутокейно). В част- ности, Н. Скум сопровождал пение саамской йойки ударами по мембране и корпусу малого по размерам чашеобразного типа бубна посредством паль- цев рук (ил. 6). На наш взгляд, это связано с неким противопоставлением бытовой функ- ции инструмента и магического применения колотушки-ударника (по сло- вам исполнителя, он использует бубен и в магическом функционировании, к сожалению сокрытом от стороннего наблюдателя). Возможно, этот факт свя- зан и с личным выбором исполнителя. Согласно аудиовизуальному и спек- тральному анализу исполнительского образца, приемы игры на бубне тесно связаны с характером интонирования йойки . Так, при певческом интониро- вании в верхнем регистре исполнитель применяет удары по мембране по- Ил. 6. Нильс Матис Андерсенс Скум (Nils Mathis Andersen Skum, р. 1958) — исполнитель саамских йойк в сопровождении чашеобразного типа бубна. Каутокейно, Финнмаркен, Северная Норвегия. Фото А. Киндяк
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz