Соловьев, И. В. Саамские бубны в этнической истории (классификация, генезис и функционирование в традиции) // Временник Зубовского института / Российский институт истории искусств. - Вып. 2 (29). – Санкт-Петербург, 2020. - С. 98-117.

111 И. В. СОЛОВЬЁВ. СААМСКИЕ БУБНЫ В ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ (КЛАССИФИКАЦИЯ, ГЕНЕЗИС И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В ТРАДИЦИИ) ВРЕМЕННИК ЗУБОВСКОГО ИНСТИТУТА № 2 2020 В полевой практике нам удалось встретиться лишь с несколькими испол- нителями, применяющими бубен в бытовой функции без использования ука- зателей, что отражает эстетико-художественную сферу инструментализма. Среди них упоминаемый нами практикующий нуэйт , мастер по изготовле- нию саамских бубнов Я. Яковлев; участник саамского ансамбля «Танцую- щие саамы» В. Галкин, руководитель ансамбля «Ойяр» М. Медведева (село Ловозеро, Мурманская область), а также норвежско-саамский мастер и ис- полнитель йойк, йойка ( саам. пение западных саами) Н. Скум (Nils Mathis Andersеn Skum; Финнмаркен, коммуна Каутокейно / Kautokeino, норвежская Лапландия). Согласно функционально-звуковой коммуникации мы можем выявить два ее уровня — фонический и метроритмический. Так, в реконструкции сцен, сопряженных с медвежьей охотничьей цере- монией ( саам. Талл пеййв — «Медвежий праздник»), помимо предсказаний, связанных с выбором охотника и исходом охоты (без применения указате- лей), функционирование бубна отражает метроритмический уровень, рас- крывающий контекст кинезо-ритмозвуковой организации обрядов. Так, сцена выбора главного охотника в реконструкции Медвежьего праздника такова: нуэйт сидит на коленях перед священным огнем, совершая сначала полу- круговые, затем круговые движения корпусом вокруг своей оси. Удары в бу- бен тихие, производятся с мерной пульсацией. Затем нуэйт встает и произ- водит вращение тела вокруг своей оси слева направо. При этом усиливает- ся динамика ударов в бубен и их частота. Далее колдун резко останавливает свое движение и указывает на избранного им охотника. В ритуальном марше-походе к медвежьей берлоге и возвращении с добы- чей участники процессии (мужчины) выстраиваются в линию друг за дру- гом ( нуэйт впереди колонны, главный охотник — по правую руку от него), совершают движение в ритме тройного шага с остановкой движения на тре- тью долю. Ритм шага синхронизирован с трехдольными ударами в бубен. По- добный ритмический рисунок бубна сохраняется и в групповом совместном (мужском и женском) танце. Нуэйт производит удары в бубен, создавая ба- зовый ритмический рисунок трехдольного метра. Участники во время дви- жения совершают синхронные по волнообразной траектории наклонные по- вороты в правую и левую стороны, имитирующие походку медведя. В экспедициях на Кольский полуостров в 2005 году нами была зафикси- рована игра на бубне, отражающая имитации птичьих повадок, в комплексе имитационной, кинетической и инструментальной сфер. Так, в «Танце глу- харя и глухарки» в исполнении М. Медведевой имитационная ритмическая семантика бубна закреплена за конкретным персонажем. Образ глухаря ха- рактеризуется двойными ударами в бубен через цезуры, которые заполняют- ся голосовыми имитациями. При статичном положении корпуса исполните- ля совершаются повороты головы из стороны в сторону. Имитация глухарки связана с равномерными остинатными ударами в бубен на фоне голосовой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz