Соловьев, И. В. Саамские бубны в этнической истории (классификация, генезис и функционирование в традиции) // Временник Зубовского института / Российский институт истории искусств. - Вып. 2 (29). – Санкт-Петербург, 2020. - С. 98-117.

ИССЛЕДОВАНИЯ 110 № 2 2020 ВРЕМЕННИК ЗУБОВСКОГО ИНСТИТУТА ковые комплексы. Определяется спецификой звучания бубна и тембрового разнообразия подвесок. Так, согласно этнографическим сведениям исследо- вателей прошлого века, существовали поверья о магическом функциониро- вании бубна. Участники ритуала по характеру звучания бубна определяли, каким будет предсказание. Если звучание было тяжелым и мрачным, они понимали, что предсказание будет неблагоприятным, и, наоборот, если зву- чание бубна было звонким по тембру и вызывало светлые и радостные ощу- щения, — это говорило о благоприятном исходе 1 . В аспекте акустики особым образом тембрально выделяется чашеобраз- ный тип бубна. Благодаря долбленой полости инструмента звуковая волна при возбуждении мембраны ударником отражается на внутренней стенке бубна, увеличивая период звучания. Максимальный эффект звукового су- стейна («гудение» бубна, происходящее в интервалах между ударами по мем- бране) происходит при частых ударах колотушки по мембране инструмента. Так, согласно традиционным поверьям, данное «гудение» отражает семанти- ку «голоса» или «духа бубна» (из полевого опроса Я. Яковлева). Усиливает данный эффект перфоративный орнамент (сквозные отверстия небольшого диаметра). В полевой практике, связанной с изучением акустики инструмен- тов, мы можем констатировать звуки свистящего тембра. Они образуются путем ударов колотушки о мембрану и возникают, по всей вероятности, из- за максимального давления звуковой волны, отраженной через существую- щие перфоративные отверстия. Ярким примером фонического уровня функционально-звуковой ком- муникации стала фонограмма стилизации шаманского пения ( сев.-саам. noaideluohti) в исполнении норвежского саами Ингора Аанте Гауп (Ingor Aante Gaup), представленная в экспозиции музея «Alta» (Альта, Северная Норвегия, Финнмаркен). Основу ритмического сопровождения на бубне со- ставляет равномерная остинатная пульсация, сохраняющаяся на протяже- нии всего напева. Возможно, функциональная семантика бубна, сопрово- ждающего пение колдуна в манере скандированной артикуляции, отражает фонический уровень звуковой организации для создания акустического эф- фекта сустейна — перманентного гудящего тембра низкой частоты (к сожа- лению, качество аудиозаписи не позволило провести спектральный анализ). 3) метроритмический уровень , влияющий на организацию и координа- цию сольного и группового пения, обрядовых шествий и иных пластико-хо- реографических форм. Примером ритуального использования инструмента в контактной коммуникации могут служить реконструкции магических об- рядов с применением бубна в сценических театрализованных постановках (в обозначенной нами категории художественно-эстетической сферы функ- ционирования). 1 Manker E. Die Lappische Zaubertrommel. S. 303—430, 421.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz