Соловьев, И. В. Саамские бубны в этнической истории (классификация, генезис и функционирование в традиции) // Временник Зубовского института / Российский институт истории искусств. - Вып. 2 (29). – Санкт-Петербург, 2020. - С. 98-117.

109 И. В. СОЛОВЬЁВ. СААМСКИЕ БУБНЫ В ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ (КЛАССИФИКАЦИЯ, ГЕНЕЗИС И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В ТРАДИЦИИ) ВРЕМЕННИК ЗУБОВСКОГО ИНСТИТУТА № 2 2020 селений Кольского полуострова можно найти 5—7 человек обоего пола, уме- ющих колдовать 1 . Некоторые исследователи полагают, что в саамской тра- диции женский шаманизм — явление поздней этноистории и, скорее всего, связан с довольно поздним выделением шамана как отдельной личности 2 . С учетом диахронного подхода в изучении саамских бубнов, основанно- го на сопоставлении ранних письменных источников и современного быто- вания в традиции, следует обозначить две сферы функционирования — об- рядовую и художественно-эстетическую . Последняя сегодня становится все более актуальной. Промежуточной сферой функционирования становится сценическое воплощение обрядов и жанров игрового фольклора, использую- щее часто стилизованные сценические формы, направленные на популяри- зацию саамской традиции в просветительской деятельности современных фольклорных коллективов. Это ритмическое и фоническое сопровождение игрой на бубне танцев, пения в контексте сценического пространства (ча- сто пленэров). Нередко эти театрализованные представления базируются на исторически достоверных формах саамских обрядов. Исходя из вышеперечисленных сведений, мы можем условно выделить три основных уровня функционально-звуковой коммуникации бубнов: 1) семиотический уровень , связанный с обрядовой организацией сообще- ства и контактом с духами. Как правило, большинство магических ритуалов с использованием бубна связано с применением особых атрибутов — указа- телей. Указатель, а в отдельных случаях указатели ( саам. arpa, baja, veike, pallm) — латунные, серебряные, бронзовые кольца и пластины, небольшого размера камни, кусочки оленьего рога и ольхового дерева, которые распола- гаются на знаках-символах, изображенных на верхней поверхности мембра- ны. Бубен фиксируется исполнителем в горизонтальной плоскости — мем- браной вверх. При вибрации поверхности мембраны, после возбуждения ее колотушкой (ударником), происходит соударение и перемещение указате- ля по магическим символам-изображениям. Саамский шаман ( саам. нуэйт — «колдун, ясновидящий») трактует эти символы в соответствии с саамскими поверьями в рамках традиционной мифологической концепции 3 . В частности на угловой разновидности бубна, в нижней части, имеется специальное углубление, предназначенное для соскальзывания указателя с поверхности мембраны. Эта морфологическая особенность отразилась в по- верье о том, что в случае соскальзывания указателя с плоскости мембраны шаман дает предсказание о неблагоприятном исходе. 2) фонический уровень (в магическом функционировании выявляется вза- имосвязь с семиотическим уровнем), отражающий тембродинамические зву- 1 Волков Н. Н. Российские саамы: историко-этнографические очерки. С. 5. 2 The Saami: а cultural encyclopedia. P. 385. 3 Manker E. Die Lappische Zaubertrommel. S. 7, 348, 350—357, 366, 422, 425.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz