Соловьев, И. В. Саамские бубны в этнической истории (классификация, генезис и функционирование в традиции) // Временник Зубовского института / Российский институт истории искусств. - Вып. 2 (29). – Санкт-Петербург, 2020. - С. 98-117.

ИССЛЕДОВАНИЯ 108 № 2 2020 ВРЕМЕННИК ЗУБОВСКОГО ИНСТИТУТА При аналитическом рассмотрении письменных источников, касающихся шаманских обрядов, можно выявить основные функции саамских мембра- нофонов и обозначить ряд особенностей в приемах игры и организации са- амского ритуального звукового пространства. Так, исследователи выделяют следующие основные функции инструмента: лечебную, вредоносную магию, а также комплекс обрядов, связанных с предсказаниями, получением сведе- ний об успехе и неудаче, здоровье, исходе родов у беременной, успеха охоты, погоды, благополучия людей и животных, а также поиск потерянного пред- мета или животного и проч. 1 Сведения о принадлежности конкретного типа и разновидности бубнов к определенному ритуалу фрагментарны и, к сожа- лению, не дают объективной картины применения инструмента. Известно лишь, что в жертвенных ритуалах, возможно, применяли чашеобразный тип бубна, в ритуалах предсказания — рамный 2 . Между тем данная дифферен- циация возможна только в ареалах бытования двух типов мембранофонов. Однако, по нашему мнению, данные положения не являются доказуемыми. Социальный статус человека, который мог использовать инструмент— главный музыкальный шаманский атрибут, был разным: в Северной Лаплан- дии бубен использовался только колдуном нуэйтом , в южных регионах ин- струмент мог применять каждый глава семьи — мужчина, который имел оле- ней в домашнем обиходе. Только в критических случаях он мог обращаться к шаману, который умел входить в экстатические состояния и общаться с духа- ми 3 . Что же касается половой принадлежности колдуна, то здесь мы можем наблюдать крайние позиции. Следует отметить, что, с одной стороны, мы име- ем достаточно большое число сведений о ряде табу на использование бубна женщиной в некоторых ритуалах (в основном охотничьих) и к сакральным территориям, так как женщины считались нечистыми и даже взглядом мог- ли осквернить святыню. Так, существуют поверья, что если женщина прой- дет по пути, по которому провезли бубен, то ей грозит несчастье, болезнь и даже смерть. Чары заканчиваются только по истечении трех дней 4 . С другой стороны, наоборот, можно отметить факты активного участия женской час- ти саамского сообщества в обрядах, связанных с функционированием бубна. Так, по информации Л. Ольсена (Южная Норвегия, 1884 год), при освя- щении бубна все: взрослые и дети обоих полов — располагались вокруг буб- на и ударяли по нему, а в обязанность старших женщин входило подвеши- вание к бубну украшений 5 . Как отмечает Н. Волков, в одном из саамских 1 Большакова Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем. С. 242. 2 Manker E. Die Lappische Zaubertrommel. S. 395—396. 3 The Saami: а cultural encyclopedia. P. 70, 386. 4 Харузин Н. Н. Русские лопари (очерки прошлого и современного быта). М.: Товарище- ство скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. С. 215. 5 Manker E. Die Lappische Zaubertrommel. S. 386—387.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz