Соловьев, И. В. Саамские бубны в этнической истории (классификация, генезис и функционирование в традиции) // Временник Зубовского института / Российский институт истории искусств. - Вып. 2 (29). – Санкт-Петербург, 2020. - С. 98-117.

107 И. В. СОЛОВЬЁВ. СААМСКИЕ БУБНЫ В ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ (КЛАССИФИКАЦИЯ, ГЕНЕЗИС И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В ТРАДИЦИИ) ВРЕМЕННИК ЗУБОВСКОГО ИНСТИТУТА № 2 2020 ном II тысячелетием до н. э., на Оленьем острове в Кольском заливе Барен- цева моря (Кольский полуостров, Мурманская область, окрестности города Полярный) был обнаружен Y-образный ударник для шаманского бубна из оленьего рога — чуэррь вечла куэмдас тагкэм гуэйка ( вост.-саам. ) 1 . Возможна и другая гипотеза отсутствия бубнов у кольских саами, кото- рая связана с тем фактом, что в колдовской практике саамские нуэйты (как правило, это касается опытных и сильных колдунов) совершали магические действия без использования бубнов, отдавая предпочтение иным звуковым атрибутам («звуковым орудиям»). В частности, в саамской охотничьей кон- тагиозной магии применялось ворошение груды оленьих рогов на сакраль- ных территориях — чуэрьв гарды ( саам. чуэрьв — «рог» и гоарь — «сторона по направлению к кому-чему») для управления оленьим стадом 2 . Современные саами для так называемого «энергетического сканирования жилого помеще- ния» применяют вращаемый аэрофон-жужжалку хуфка / хоуфф (из полево- го опроса В. Совкиной села Ловозеро Мурманской области). Данные факты еще раз доказывают значимость культовых объектов-атрибутов, имеющих магическую силу, не меньшую, чем бубен нуэйта в контакте с миром духов. Саамские колдуны могли применять колотушку в качестве магической «си- лы», без использования бубна, — ее втыкали в землю с целью оградить оле- нье стадо от несчастий (из полевого опроса мастера по изготовлению бубнов и нуэйта Я. Яковлева). Как отмечают исследователи сибирского шаманства, атрибуты культовых практик нередко являются самостоятельными звуко- выми орудиями, применяемыми в магических обрядах шаманов, и генети- чески являются предшественниками бубна 3 . Однако такое разнообразие колдовских практик никак не доказывает при- оритета иных атрибутов по отношению к саамским бубнам. Очевидно, что бу- бен, являющийся одним из главнейших магических символов этноса, укры- вался от взглядов противников традиции , если учитывать исторические пе- ремены, связанные с активной и постоянно возрастающей христианизацией саами, — искоренением древних верований, предметов культа, преследова- ние властей за «колдовское искусство». Тем не менее, по словам Н. Волко- ва, «множество общих черт древнейших верований делают весьма вероят- ным предположение о том, что шаманские бубны были известны Кольским саамам» 4 . 1 Алымов В. Что такое Сампо? // Советская этнография. 1937. № 1. С. 159; Бакула В. Б. Духовная культура саамов и ее отражение в языке. C. 10. 2 Manker E. Die Lappische Zaubertrommel. S. 107. 3 Нам Е. В. Шаманские атрибуты народов Сибири: истоки семантического единства и полифункциональности // Известия Алтайского государственного университета. 2015. № 3/2 (87). С. 167, 169. 4 Волков Н. Н. Российские саамы: историко-этнографические очерки / Отв. за выпуск Л.-Н. Ласку, Ч. Таксами. СПб.: МАЭ РАН, 1996. С. 77.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz