Соловьев, И. В. Саамско-русский словарь музыкально-этнографической терминологии / И. В. Соловьев ; М-во культуры Рос. Федерации, Петрозаводская гос. консерватория им. А К. Глазунова. – Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ 2015. – 123 с.
всего лишь нескольких сантиметров от живых, в перевернутом, зеркальном положении, передвигались след в вслед за своими родственниками в верхнем мире [25; 58]. Так, на мембране буб на, являющейся своеобразной «картой» саамского мироустрой ства, верхний мир располагался в верхней и центральной частях мембраны, а нижний занимал все остальное пространство [46]. Не случайно в верованиях восточных саами мир мертвых мог существовать на небе, среди звезд [26; 119]. Саами с большим почтением относятся ко всему, что может быть услышано — будь то произнесенное слово, крик зверя, пти цы или звуки физической природы (гром, порывы ветра, падение камней, журчание ручьев и пр.). Этому факту мы находим подтвер ждение в саамских поверьях, указывающих, что во всех объектах окружающего мира сокрыт невидимый мир духов саайвх, «прини мавших как человеческое, так и животное обличие... <...> ...Под держивающих сложный симбиоз с людьми, выступая в качестве слуг, хранителей и носителей семейных традиций» [25; 58]. В этой связи истоки такого рода аниматических представ лений, связанные с тотальной одушевленностью и размытостью границ между биологической и физической материей, стано вятся определяющими в выявлении природы синкретизма — его прозрачных и подвижных границах звукового источника: голосового, инструментального и аудио-кинезо-визуально- го (в т. ч. аутоинструментального). Нельзя не учесть, что в са амском звуковом мировосприятии огромное значение прио бретают как голоса, наделенные символической семантикой сакрального — потустороннего пространства, верой в персони фикацию голосов духов, так и звучаний профанного — земно го мира, идентификация которого может быть опосредованно связана с сакрализацией [29; 221]. Методологической основой изучения музыкально-этно- графической терминологии стало достаточно молодое и перспек тивное направление когнитивная этномузыкология. По словам И. В. Мациевского, в задачу когнитивной науки входит глубокое и полноценное проникновение в культуру прошлого и настоящего, 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz