Соловьев, И. В. Саамско-русский словарь музыкально-этнографической терминологии / И. В. Соловьев ; М-во культуры Рос. Федерации, Петрозаводская гос. консерватория им. А К. Глазунова. – Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ 2015. – 123 с.
Одна из существенных научных проблем трактовки народ ной музыкально-этнографической терминологии заключена в «синкретической многозначности номинаций (явственно это проявляется в древних текстах и архаических культурах), в рамках эстетико-культурологических и музыкальных поня тий и категорий»' [20; 9]. Для характеристики музыкального мышления в культурах древних этносов определяющее значение имеет раскрытие катего рии звука и звучаний в системе мировосприятия (ЗКМ)2как свя зующего элемента между человеком, его внутренними духовны ми потребностями и внешней, окружающей средой в контексте мифологии, древних верований, поверий, связанных как с обря довой, так и хозяйственно-бытовой жизнью народа. В этой связи обращение к истокам мифологического и хозяйственно-бытово го концепта саамской звуковой эстетики позволяет нам выявлять тонкие грани слухового, зрительного и кинетического мировос приятия, тесно взаимосвязанного с окружающим звуковым про странством биологического и физического миров — природны ми звучаниями (в инструментоведческом контексте это связано с биологической и физической музыкой [22; 121]. Следует отметить, что важнейшей категорией саамского ми фологического мировосприятия является ее «изначальная инвертированность» (терм. Н. Теребихина) [30; 255]. Данная концепция связана с принципом зеркальности пространствен ных координат строения Вселенной. В целостном представле нии саами мир является плоским и тонким — поэтому души предков, переходившие в подземный мир, продолжали жить в образе человеческого двойника и, находясь на расстоянии 1 Один из вариантов терминологической систематизации предложен И. Ма- циевским по ряду категорий, среди которых: органографическая, исполнитель ская, функциональная и жанрово-структурная, рецептивно-аксиональная, ин терпретационная терминология. 2 Для более полного, комплексного аудиовизуального представления об окру жающем пространстве в традиционных архаических сообществах А. Алпатова вводит термин «звуковая картина мира» [1; 81]. 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz