Соловьев, И. В. Саамско-русский словарь музыкально-этнографической терминологии / И. В. Соловьев ; М-во культуры Рос. Федерации, Петрозаводская гос. консерватория им. А К. Глазунова. – Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ 2015. – 123 с.

специфическую грань авербально-речевой, певческой и кинезо- инструментальной областей звуковой реализации и выражает собой форму древнейшего синкретизма в традиции этноса. Так, в данной группе большое количество терминов представ­ лено дескриптивными слогами, нередко имеющими смысло­ образующую лексику. Особую значимость приобретают терми­ ны, отражающие манеру и характер певческого интонирования. Несомненно, перспектива исследования певческой терминоло­ гии открывает пути сравнительного исследования особенностей локальных традиций как саамского певческого искусства, так и шире — народов циркумполярья. Певческие термины дифф еренцирую тся по следующим показателям: 1) жанровые сферы; 2) стилистические особенности (манера, процесс пения, ха­ рактер и специфические приемы интонирования); 3) социального статуса исполнителя; 4) метафорическая характеристика исполнителя. IV. Термины музыкальных инструментов Благодаря исследованию музыкальной культуры саами последних лет, впервые в научный обиход нами вводится на ­ родная терминология, отраж ающ ая сферу саамского инстру ­ ментализма [29]. Поводом нового научного обращения к саамской инстру­ ментальной терминологии послужили многочисленные пись­ менные свидетельства зарубежных и отечественных исследо­ вателей ХѴІІ-ХХІ веков, а также полевые материалы автора, собранные на протяж ении более десяти лет. В частности, впер ­ вые нами репрезентирован научный термин органоним (от греч. оруаѵоѵ (греч.), organum (лат.) — орудие, инструмент; оѵо/ла (греч.) — имя), предложенный известным петербург­ ским инструментоведом Ю. Е. Бойко [29; І88]. По аналогии с органонимом мы вводим термин эргононим, заимствованный этноорганологами из области этнографии и обозначающий 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz