Соловьев, И. В. Саамско-русский словарь музыкально-этнографической терминологии / И. В. Соловьев ; М-во культуры Рос. Федерации, Петрозаводская гос. консерватория им. А К. Глазунова. – Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ 2015. – 123 с.
характеризуются яркими , динамичными и протяженными зву ками-сигналами на одной высоте, как правило, с длительным конечным тоном и тенденцией к восходящему (стремительно му) и плавному (нисходящему) глиссандированию. Ко второму виду относятся приманивания, обусловленные звукоподачей голосовых сигналов пастухом на небольшой ди станции с целью его контакта с животными . В их основе — имитации оленьего хорканья в сочетании с вербальными ко мандами. В данную группу также включены выкрики команды, применяемые для пастушьей собаки. Так, если олени ушли да леко, оленевод применяет зовы высокого регистра со звукопо дражательным адресатом к пастушьему псу. Если олени выби лись из стада, пастух дает вербальную команду, сопровождая ее конкретными жестами, указывающими направление, либо применяет звукоподражательные слоги с указанием клички собаки [46]. Оленеводческая терминология дифференцирована на следую щие категории: 1) пастушьи зовы; 2) пастушьи приманивания; 3) команды пастушьей собаке. III. Термины певческого искусства Саамская певческая терминология до сих пор не была предме том изучения. Тем не менее, благодаря публикациям отечествен ных и зарубежных исследователей, мы имеем возможность из учать семантику названий, относящихся к саамской певческой традиции. Своеобразие и специфика саамского певческого интонирова ния обуславливают скорее способ реализации творческого по тенциала, чем жанр в его привычном понимании. Его границы настолько прозрачны и подвижны, что позволяют репрезенти ровать различные сферы коммуникативного пространства — от авербально-имитационного до вербально-символического (знакового). В этой связи феномен саамской йойги представляет 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz