Соловьев, И. В. К проблеме звуковой семантики традиционных саамских музыкальных инструментов // Проблемы музыкальной науки. - 2020. - № 1. - С. 70-80.

2 0 2 0 , 1 78 Му з ы к а л ь н а я к ул ьт у р а н а р о д о в Р о с с и и 8 В божественном пантеоне саами бог грома представлен в различных терминоло - гическихифункциональныхипостасях: Аййк (клд.), Аййкь-Тӣрьмесь , Bajan , Bajanalmmai (сев.-саам.) – бог грома; Tiirmes-jukks – лук бога грома, испускающего звучащие стре - лы; Tiirmes-tooll (клд.) – огненный бог гро - ма (клд.); Áddjá (шв.-саам., Уме, Пите, Луле, Инари), Horagállis (южные саами) – дедуш - ка; (на мембране бубнов изображается в ка - честве антропоморфной фигуры с молотом) [2, с. 246–249; 16, с. 280, 413–415]. 9 Manker E. Die Lappische Zaubertrommel. Eine ethnologische Monographie Die Trommel als Denkmal materieller Kultur. Stockholm, 1938. P. 421. (Acta Lapponica I). 10 Саамские бубны представлены двумя основными типами (рамным и чашеобраз - ным) несколькими разновидностями образ - цов (дощатая, кольцевая, угловая). Согласно результатам экспедиционных исследований автора статьи, градация размеров и кон - струкций бубнов отражена в тембральных различиях звучаний – от гулкого и низкого до звенящего сухого. 11 В монографии «Лаппония» (И. Шеф - фер) автор приводит наблюдение за оле - ньими повадками. Так, оленьи суставы при движении издают громкий хрустящий звук, который напоминает звучание, возникаю - щее при раскалывании грецкого ореха [15, p. 115]. 12 В частности, к правому отростку жерт - венных рогов могли прикреплять олений половой член, к левому – красную нить, об - витую серебром. Иногда к рогам подвеши - вали кусочки оленьего мяса на березовых прутьях, согнутых в кольцо, нити бисера и кусочки цветного сукна [2, с. 262; 3, с. 73; 15, p. 48–49]. вост.-саам. – восточно-саамский диалект зап.-саам. – западно-саамский диалект звукоподр. – звукоподражательный йок. – йоканьгский диалект кир. – кириллица клд. – кильдинский диалект восточных саами норв. – норвежский нот. – нотозерский диалект восточных саами саам. – саамский сев.-саам. – северо-саамский диалект шв.-саам. – шведские саами 1. Бакула В. Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск: Принт-2, 2017. 288 с. 2. Большакова Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем. Мурманск: Мурманское кн. изд-во, 2005. 414 с. 3. Волков Н. Н. Российские саамы: историко-этнографические очерки / отв. за вып. Л.-Н. Ласку, Ч. Таксами; Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунст-камера) РАН, Саамский институт. СПб., 1996. 106 с. 4. Земцовский И. И. Музыкальный инструмент и музыкальное мышление // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Ч. 1. М., 1987. С. 125–131. 5. Мациевский И. В. Народная инструментальная музыка как феномен культуры. Алматы: Дайк-Пресс, 2007. 520 с. 6. Мациевский И. В. О семантике инициальных ритуалов // В пространстве музыки. СПб., 2018. Т. 3. С. 42–55. ЛИТЕРАТУРА СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz