Соловьев, И. В. К проблеме звуковой семантики традиционных саамских музыкальных инструментов // Проблемы музыкальной науки. - 2020. - № 1. - С. 70-80.
2 0 2 0 ,1 77 Mu s i c a l C u l t u r e s o f R u s s i a 1 Елисеев А. В. По белу свету: очерки и картины из путешествий по трём Частям Света: в 4 т. / А. В. Елисеев. СПб.: Изд-во П. П. Сойкина, 1898. Т. 2. С. 60. 2 Чарнолуский В. В. По тропам, просел - кам и зимникам Лапландии // Карело-Мур - манский край. 1929. № 3. С. 27–31. 3 Данные понятия были представлены в работах венгерского исследователя П. Сёке. Позднее И. В. Мациевский опреде - лит концепты биологической и физической музыки как стратиграфические категории истоков инструментализма [5, с. 121]. 4 В мифологических представлени - ях саами мир является плоским и тонким – поэтому души предков, переходившие в подземный мир, продолжали жить в об - разе человеческого двойника и, находясь на расстоянии всего лишь нескольких сантиме - тров от живых, в перевёрнутом, зеркальном положении, передвигались след в вслед за своими родственниками в верхнем мире [12, с. 55; 9, с. 58; 16, с. 387–388]. Такой взгляд связан с представлениями саами о тонкой связи людей с потусторонним миром духов и божеств, раскрывающих суть аниматиче - ских представлений о тотальной одушевлён - ности и размытости границ между живой и мёртвой материей . 5 Последовательную историографию из - учения музыкальных инструментов саами мы можем связать только с символом саам - ской культуры – саамским бубном ( куэмдес, gobdas, kannus, gievre ), информация о кото - ром отражена во многочисленных источни - ках разных исторических эпох – от полевых записей путешественников и христианских миссионеров до масштабных этнографиче - ских исследовательских трудов, касающихся древних верований, духовной и материаль - ной культуры саамского этноса. Единствен - ным примером этномузыкологических исследований саамского бубна являются статьи Э. Эмсхаймера (см.: Emsheimer E. Studia ethnomusicologica eurasiatica. Stockholm: Musikhistoriska museet. 1964, 107 p.). В отношении инструментов иных классов сведения носят фрагментарный характер. Тем не менее, в период послед - ней трети XX века, благодаря деятельно - сти сподвижников и пропагандистов на - циональной саамской культуры, удалось воссоздать ряд образцов саамского ин - струментария, а также восполнить пробел в терминологическом аспекте их изучения [1, с. 50‒60]. Данные тенденции позволя - ют исследовать инструментальную сферу с позиции комплексного изучения. Поми - мо знакового символа саамской традиции – саамского бубна, основу классов саам - ских инструментов составляют архаичные идиофоны и аэрофоны, которые отражают символико-имитационный аспект функци - онирования. 6 Исследователь норвежско-саамских диалектов Э. Лагеркранц характеризует зву - коизобразительные слова как синкретизм слухового и зрительного восприятия. Так, длительность гласных и согласных звуков, как по отдельности, так и в сочетании, на - прямую связана с темпоритмом звукового действия, его продолжительностью, тем - бральными характеристиками предметов и явлений [11, c. 141, 151]. 7 На мембране шаманского бубна ча - сто изображается антропоморфная фигура бога ветра Пиннк-олма (клд.), Piogg-oumad (Скольта), Piegg-oaivads (Инари), создаю - щего и разгоняющего ветер. В руках у бо - жества предмет, похожий на шест с лопат - кой. Предположительно данный атрибут Пиннк-олма является прообразом вихре - вого аэрофона наввьт . Возможно, звуча - ния, напоминающие волчий или собачий вой, связаны с персонификацией божества Кавврай / Kavvrai , также Karva, Karvaj (вост.-саам.) – создателя волка и собаки и покровителя саамских колдунов нуэйт (вост-саам.) / noaidde (зап.-саам) [2, с. 242; 16, с. 433]. ПРИМЕЧАНИЯ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz