Соловьев, И. В. К проблеме звуковой семантики традиционных саамских музыкальных инструментов // Проблемы музыкальной науки. - 2020. - № 1. - С. 70-80.
2 0 2 0 , 1 76 Му з ы к а л ь н а я к ул ьт у р а н а р о д о в Р о с с и и о происхождении стержневых погре- мушек . В частности, их происхождение можно связать с одной из типологиче - ских форм саамской магической практи - ки (жертвенные саамские обряды), когда фрагменты костей животных подвеши - вали на дерево либо укрепляли на шесте или древесном пруту [15, p. 114] 12 . Одна - ко есть основания предполагать и быто - вой контекст происхождения стержневых погремушек, основанный на наблюдении за внешним обликом и повадками оле - ней. В частности, огрубевшая кожа, лох - мотьями свисающая на оленьих рогах во время смены их сезонного покрова, наводит на мысль о схожести с атрибу - тами стержневых погремушек. Согласно мифологической концепции, оленьи рога символизируют Мировое древо. Данная аналогия просматривается в реконструк - тивных образцах стержневых погрему - шек – татскан , шэрдэгк (вост.-саам.), где к отросткам части оленьего рога кре - пятся фрагменты костей (оленьи копыт - ца, рожки), бисер, металлические языко - вые колокольца. В этой связи аналогия крепления подвесок из разных материа - лов на корпусе и во внутренней части са - амского бубна оправдывает генезис про - исхождения идиофонов-погремушек как отдельного вида звукового орудия. Неслучайно в звукоподражательной лексике саамского языка существует тер - мин, заимствованный у коми-ижемцев и обозначающий погремушку из оленьих рогов. Этимология слова связана с гла - гольной основой тотшкöдчан (букв. стучать) [12]. Фонетические аналогии лексемы татскан прослеживаются и в саамских звукоподражательных сло - вах, связанных с семантикой птичьих звуков: t’soGkɐ d – царапание ногтями, когтями; t’sakt’e d – токовать (о глухаре); t’šuəɔk’k’l’e d – клевать, стучать клювом (о дятле) [10, с. 143; 16, p. 150]. Реализация компонентов звукового, кинетического и зрительного воспри - ятия может быть отражена и в обрядо - вой семантике функционирования му - зыкального инструментария. Например, функциональную основу применения звуковых орудий в традиционных саам - ских обрядах можно проследить на при - мере звукоизобразительных слов vaDza d (йок.) – удар розгой либо вицей (берёзо - вый прут), при котором возникает звуча - ние резкого тембра, и ruvve d (йок.) – удар вожжами и поводом со свистящим зву - ком [10, с. 132–133, 143]. Так, в этногра - фических источниках сохранились све - дения, касающиеся саамской ритуальной охоты на медведя, когда тушу повержен - ного зверя могли хлестать берёзовыми прутьями. Данный факт позволяет вклю - чить этот объект в категорию звукового орудия . Вероятно, что при ритуальном акте характер ударов вицей был связан со свистящими и глухими звуками, воз - никающими от прохождения воздуха через тонкий прут, и конечного удара по медвежьей туше. Это наглядный пример реконструкции звукового атрибута (ору - дия) в качестве контаминации ударного идиофона и свободного аэрофона [14, p. 99]. Таким образом, выявление семанти - ческих основ функционирования саам - ских музыкальных инструментов связано с междисциплинарным подходом, позво - ляющим сопоставить сходные явления на примере языковой сферы саамской традиции. Несомненно, что изучение ин - тонационно-акустической традиции са - ами открывает для исследователей пер - спективу реконструкции семантических основ не только в области инструмен - тальной музыки, но и позволяет обнару - жить тесные семантические взаимосвязи во всех сферах традиционного саамского звукотворчества.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz