Соловьев, И. В. К проблеме звуковой семантики традиционных саамских музыкальных инструментов // Проблемы музыкальной науки. - 2020. - № 1. - С. 70-80.
2 0 2 0 ,1 75 Mu s i c a l C u l t u r e s o f R u s s i a игровых форм саамского фольклора, сочетание согласных звуков [хр] (кир.) формирует двигательную, ритмическую функции в организации танца, а протя - женный тип сигналов, основанный на воспроизведении шипящих согласных [ щ ] (кир.) и [ š ], – фоническую функцию заполнения акустического пространства. В группе имитации тех или иных действий, когда помимо слухового вос - приятия включается элемент кинетики, вызывает интерес звукоподражатель - ный термин t’soGk-t’soGk (вост.-саам.), имитирующий резкий звук, произво - димый оленьими копытцами, и термин t'sat's'k'e (вост.-саам.), означающий удар, при котором возникает хлопаю - щий или шлёпающий звук. Их тембр сопоставим со звенящим тембром шну - ровой погремушки кеннц, представля - ющей собой связку оленьих копытцев. Семантическую основу здесь составля - ют сочетания согласных [ ts ] – [ gk ], вос - производящих резкие звуковые тембры [10, с. 133, 143]. В исполнительском ин - струментальном приёме игры на кеннц звуковая реализация звукоподражатель - ного термина происходит путём резкого кистевого встряхивания. В данном слу - чае слуховой опыт наблюдения за дви - жениями оленей, отражённый в артику - ляционных исполнительских приёмах, и материал звукового орудия составля - ют тембральное тождество в символике оленьей кинетики 11 . Подробная семантика звукоизобра - зительной терминологии становится возможной при непосредственном на - блюдении за «звуковыми» оленьими по - вадками, порой не связанными с имита - цией голосовых сигналов. В частности, исследователем норвежско-саамских ди - алектов Э. Лагеркранцем и отечествен - ным филологом В. Сенкевич-Гудковой, изучавшей кольско-саамские диалекты, были выявлены семантические связи фо - нем и слогов на примере лексем vuörxk’Et (норв. саами) и vuəɔt’k’eD (нот.), воспро - изводящих звук, возникающий при тре - нии рогов о кору дерева, в результате олени избавляются от омертвевшей кожи на рогах [10, с. 140–141]. В аспекте наших исследований такая подробная детализация позволяет про - демонстрировать модель реконструк - ции приёмов игры на стержневых по - гремушках пудззэ чуэрьв (вост.-саам., клд. – оленьи рога), нӯрр пӯдзъя чуарва (вост.-саам., клд. – рожки молодого оле - ня), представляющих собой два отростка оленьего рога. В зависимости от глад - кой или рифлёной поверхности рогов приёмы могут отличаться способами звуковой реализации – фрикционным или скребковым. По аналогии со звуко - подражательным термином vuörxk’Et сочетание звуков [ xk’ ], возникающих в результате трения оленьих рогов о ствол дерева, тембрально сопоставимо с при - ёмами звукоизвлечения на стержневых погремушках, а фонемы [ v ], [ r ] отража - ют темпоритм амплитуды движения [1, с. 204]. По отношению к реалиям произ - ношения упомянутых выше звукоподра - жательных терминов можно произвести попытку дифференциации двух испол - нительских приёмов с учётом звонкости и мягкости согласных звуков, отражаю - щих аналогии активной и мягкой звуко - вой атаки в игре на пудззэ чуэрьв . Однако условность данного предположения под - чёркивается характером звукоизвлечения – силой трения и амплитудой движения руки исполнителя. Всё это указывает на тонкие грани сочетаний фрикционного и скребкового приёмов звукоизвлечения. В контексте генезиса отдельных об - разцов саамского музыкального инстру - ментария вызывает научный интерес одно гипотетическое предположение
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz