Соловьев, И. В. К проблеме звуковой семантики традиционных саамских музыкальных инструментов // Проблемы музыкальной науки. - 2020. - № 1. - С. 70-80.

2 0 2 0 , 1 74 Му з ы к а л ь н а я к ул ьт у р а н а р о д о в Р о с с и и «сканированием» жилого пространства. Так, исполнитель по тембру инстру - мента может различить негативную или положительную энергию пространства (согласно полевому опросу В. Совкиной, с. Ловозеро, Мурм. обл.). Звучание вихревого свободного аэро­ фона навьт (саам. – зверь) передаёт символический образ, который не свя - зан с конкретикой персонажа мира фа - уны и, возможно, транслирует звуко - вой код потустороннего пространства – антропо-зооморфную модель мира ду - хов. В своём интонационном воплоще - нии звучание инструмента реализуется в восходяще-нисходящем и глиссанди - рующем звуковом контуре с мобильным характером темпа и динамики. В данном случае звуковой контур сопоставим с пе - нием традиционной йоиги волка в виде экспрессивных, стремительно восхо - дяще-нисходящих и глиссандирующих интонаций, выступающих в апотропе­ ической функции оберега, – собственной защиты или защиты оленей от дикого и опасного зверя 7 . В группе звукоизобразительных слов, связанных с явлениями приро - ды (в инструментоведческом контексте терминов, относящихся к явлениям фи- зической музыки ), вызывает научный интерес лексемы sammerded (клд.) – грохот, jEreD (нот.) – греметь, грохотать (о громе). Так, по представлениям коль - ских саами, если гром гремит как будто в глубине и очень сердито – будет по - холодание, гремит раскатисто и легко – к жаре [8, с. 28]. Данное подтверждение выявляется в лексической семантике, передающей звучание, возникающее при игре на бубне в сочетании с пением. С точки зрения объектно-символической семантики , данный термин связан с оно - матопоэтической лексемой shammer (от клд. Шаммерь – обух топора), в назва - нии которой находит отражение тради - ционная Y- и T-образная форма ударни - ка для игры в бубен [10, с. 133, 136; 16, p. 150]. Последний схож с молотом бога грома Тора – центрального божества германских и скандинавских народов 8 . Приведённый факт говорит о социокуль - турном аспекте межэтнического влия - ния древнескандинавских верований на саамскую традицию. Существует ещё один термин – tjuvjeles (зап.-саам.), связанный с ассо - циациями игры на бубне. Он передаёт свистящий звук в сочетании со звоном подвесок-погремушек (металлических пластин, фрагментов костей животных), укрепляемых к обечайке рамного типа бубна 9 . Тембральный семантический фе - номен свистящего звучания инструмента связан, скорее всего, с морфологической спецификой чашеобразного типа саам - ского бубна, представляющего собой корпус в виде выдолбленной деревян - ной чаши с перфоративным орнаментом в форме треугольников и ромбов – эле - ментов солярной символики. Данный звуковой эффект возникает в результате возбуждения мембраны колотушкой и направленного давления звуковой волны через существующие перфоративные от - верстия 10 . Существование в саамском языке огромного количества «оленьих» тер - минов связано со спецификой хозяй - ственной (оленеводческой), обрядовой и фольклорной сфер саамской традиции. Олень у саами –священный первопредок этноса. Недаром сохранилось предание о том, что олень является сыном солн - ца и принадлежит самому богу, а «пер - вое оленье стадо спустилось с облаков» [2, с. 262]. Так, в голосовых имитациях оленьих сигналов (оленье хорканье; при - манивания, связанные с контактом чело - века и оленя), на примере танцевально-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz