Соловьев, И. В. К проблеме звуковой семантики традиционных саамских музыкальных инструментов // Проблемы музыкальной науки. - 2020. - № 1. - С. 70-80.
2 0 2 0 ,1 73 Mu s i c a l C u l t u r e s o f R u s s i a связанных со звукоподражательной тер - минологией, самые архаичные звуко - вые проявления сопряжены с собствен - но «чудесным совпадением звукового и зримого и одновременно совпадение бестелесного и телесного» в синкретиз - ме моторного, визуального, голосового, тактильного начал [4, с. 129]. Иначе го - воря, звуковые реализации, отражённые в особых проявлениях голоса, есть реф - лексия на звуковое окружающее этно - пространство. Саамский традиционный инструмен - тализм – одно из самых архаичных и не - изученных явлений в традиции этноса. Его изучение перспективно в векторе вы - явления семантических основ интонаци - онно-акустической культуры. До сих пор саамские музыкальные традиционные инструменты не находятся в поле науч - ных интересов исследователей. Во мно - гом эти тенденции объясняются, с од - ной стороны, объективными причинами, связанными с угасанием традиционного общинного уклада и обрядового функци - онирования. С другой, известной недо оценкой шумовых инструментов как ме - нее значимых и недостаточно развитых звуковых орудий . Однако инструменты, оказавшиеся в этой категории, обладают яркими тембро-интонационными харак - теристиками. Данный факт позволяет рассматривать их в неразрывной связи с разными сферами саамского звукотвор - чества: утилитарными охотничьими и пастушьими голосовыми имитациями, различными сферами бытования и функ - ционирования певческой традиции, тан - цевально-игровыми формами саамского фольклора 5 . Для выявления семантического кода функционирования инструментальной сферы традиционной саамской культу - ры обращение к области лингвистики на примере звукоизобразительных слов саамского языка становится важней - шим стимулом, позволяющим раскрыть семантику тембро-артикуляционной основы интонирования традиционно - го саамского инструментария. Согласно классификациям звукоподражательной лексики, предложенным в работах как отечественных, так и зарубежных линг - вистов (В. Сенкевич-Гудкова, Э. Лагер - кранц), звукоизобразительная термино - логия представляет различную степень коммуникативных каналов восприятия – слухового, зрительного, двигательного (кинетического) [10]. Такой подход актуален в аспекте ре - конструкции артикуляционно-интона - ционных и тембровых характеристик игры на саамских музыкальных инстру - ментах. Как отмечает И. Мациевский, «одновременное слышание и видение жестов исполнителя при восприятии ин - струментальной музыки — норма» [5, с. 93]. Несомненно, что помимо специ - фики тембра, интонационного контура, динамики, длительности звука, суще - ственным и полноценным аспектом из - учения объекта исполнительства ста - новится кинезо-визуальное восприятие – способ и характер звукоизвлечения на музыкальном инструменте 6 . Звукоподражательная природа саам - ских музыкальных инструментов являет - ся основой исполнительства и отражена в названиях некоторых образцов инстру - ментария. К примеру, имитационный компонент звучания свободного аэрофо - на хоуфф , хуфка (звукоподр., клд.) осно - ван на жужжащем тембре инструмента, с высокой точностью отражённом в самом названии. Данный образец может быть отнесён к группе звериных иконических имитаций (энтноимитаций, передающих звуки насекомых (москитов). Инстру - мент имеет и другую функцию, связан - ную с так называемым энергетическим
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz