Соловьев, И. В. К проблеме звуковой семантики традиционных саамских музыкальных инструментов // Проблемы музыкальной науки. - 2020. - № 1. - С. 70-80.

2 0 2 0 , 1 72 Му з ы к а л ь н а я к ул ьт у р а н а р о д о в Р о с с и и В мировоззрении древних этносов синкретические явления музыкального и, шире – интонационно-акустического пространства могут раскрываться че - рез неделимый взаимосвязанный мир предметно-духовных ценностей. Образ и форма объекта, материал, рисунки, орнамент; тембр, звуковысотные, струк - турные и жестово-артикуляционные ха - рактеристики; временные и числовые координаты сигнальной, инструменталь - ной, речевой, певческой, хореографиче - ской сфер являются не только способом самовыражения, но и формируют базис традиционного мышления этносов. По мнению И. В. Мациевского, «существен - ной сферой для осознания глубинных смыслов “чистой” музыки с сугубо эсте - тической направленностью функциони - рования представляются наиболее арха - ичные жанры музыкального искусства и, особенно, синкретические по истокам его проявления в системе инициальной ритуалики» [там же]. Саами с большим почтением отно - сятся ко всему, что может быть услыша - но, – будь то слово, крик зверя или пти - цы, физические звуки (шум ветра, плеск воды и пр.). Недаром исследователи в своих полевых заметках подчёркивают, что «ухо саама различает сотни звуков лесной чащи» 1 . Более того, «саами, ве - ликолепные навигаторы, что отражается в их максимальной наблюдательности. В частности, лопари лучше всего ори - ентируются зимой, чем летом. Так, ме - стонахождение определяется по высоте, ширине и цвету холмов, направлению сугробов. По ширине и оттенку неба можно определить удаление путника от береговой линии моря» 2 . Редкая наблю - дательность и тонкая восприимчивость отражены в саамской мифологии. Со - хранились поверья о духах-предсказа - телях ovdasas (саам.), персонификация которых возникает через слуховые и визуальные образы, связанные с вре - менным их проявлением: стук, шаги, следы на снегу и пр. Подобные эстети - ко-мировоззренческие убеждения саами подтверждаются верой в существование духов саайвх (саам.), «принимавших как человеческое, так и животное обличие... <...> ...поддерживающих сложный сим - биоз с людьми, выступая в качестве слуг, хранителей и носителей семейных тра - диций» [9, с. 58]. С позиции этномузыкологической трактовки тонкие грани слухового, зри - тельного и кинетического мировосприя - тия (трёхмерный аудио-кинезо-визуаль - ный канал – термин И. В. Мациевского) тесно связаны с окружающим звуковым пространством биологического и физи - ческого миров (в инструментоведческом контексте – биологической и физической музыки) [5, с. 169] 3 . Более того, саам - скую мировоззренческо-звуковую кон - цепцию можно представить как модель недифференцированности звукового источника : голосового, инструменталь - ного (аутоинструментального) и кинети - ческого 4 . Следует полагать, что одним из са - мых архаичных проявлений коммуни - кации человека с миром природы яв - ляются звукоизобразительные слова, отражающие семантику акустического, кинетического, зрительного мировос - приятия и становящиеся своеобразны - ми катализаторами архаических явле - ний синкретического звукотворчества [там же]. Ввиду чрезвычайной воспри - имчивости саами к звуковым явлениям окружающего мира, звукоподражатель - ная лексика, передающая акустическую характеристику предметов и явлений, может различаться в зависимости от характера и способа реализации по - следних. При всех имеющихся фактах,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz