Соловьев И. В. Саамские музыкальные инструменты (к попытке осмысления звенящего тембра) // Музыкальный журнал европейского Севера. - 2015. - № 3. - С. 1-16.

Музыкальный журнал Европейского Севера № 3, 2015 7 Способность саами тонко воспринимать звуковую материю неслучайна. Они с большим почтением относятся ко всему, что может быть услышано, – будь то произнесенное слово, крик зверя или птицы, различные природные звучания, так как согласно саамским поверьям, во всех объектах окружающего мира сокрыт невидимый мир духов saaivh / саайвх «…принимавших как человеческое, так и животное обличие... <...> ...поддерживающих сложный симбиоз с людьми, выступая в качестве слуг, хранителей и носителей семейных традиций» [10, с. 58]. Звенящее пространство – это, прежде всего, воплощение материальных атрибутов саамской культуры, являющихся как утилитарными хозяйственными предметами быта, так и магическими оберегами, применяемыми в саамских обрядах 6 . Согласно исследованиям археологов жителям территории Ловозерья (центральная часть Кольского п-ова), сложный процесс выплавки металла был знаком уже во II тыс. до н. э., о чём свидетельствуют археологические находки сланцевых топоров [4, с. 2–3]. Тем не менее, появление первых железных, бронзовых орудий и украшений ученые связывают с распространением на Север поволжской культуры в раннем железном веке (700 до н. э. – 300 н. э.) [5, с. 223]. В саамской традиции атрибутами, применявшимися в обрядах, становились разнообразные латунные, серебряные кольца, пластины, фибулы- застежки, небольшие бубенчики, цепочки. В частности, значительное число разновидностей подвесок (саам. Givrienreseltak / Гивриенреселтакк – убранство волшебного бубна) было представлено на шаманском бубне контаминацией 6 Интересный факт, отражающий эстетику звона как ценностной категории, содержит обряд наречения саамским именем. Инициация происходила следующим образом: в корыто с подогретой водой укладывали две берёзовые ветви, одну из которых свивали кольцом, далее, бросали в корыто латунный перстень или кусок олова, иногда серебряный пояс, застежку. После произведенных действий говорили заклинание: «…я посвящаю тебя; будь также звонок (зап.-саам. — hellklingend / хеллклингенд ) и красив, как эта латунь (или серебро), даю тебе новое имя» [187, с. 79–180].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz