Соловьев И. В. Саамские музыкальные инструменты (к попытке осмысления звенящего тембра) // Музыкальный журнал европейского Севера. - 2015. - № 3. - С. 1-16.
Музыкальный журнал Европейского Севера № 3, 2015 6 Метафорический смысл звенящего тембра наглядно отражен в саамском поверье: «Если саами с колокольчиком во сне себя увидел – к смерти готовься» [2, с. 378]. В онтологическом аспекте смерть по представлениям саами – это лишь перемещение в иное пространство, в иное бытие; у человека существует две души: первая – дышащая, неотъемлемая, которая покидает тело в момент его последнего вздоха, и вторая – свободная, которая может при жизни выходить из тела и вновь в него возвращаться [14, с. 403]. Земная материя является плоской и тонкой – поэтому души предков, переходившие в подземный мир, продолжают жить в образе человеческого двойника и находятся на расстоянии всего лишь нескольких сантиметров от живых, в перевернутом, зеркальном положении, передвигаются след в след за своими родственниками в верхнем мире [7, с. 58] 5 . Такой взгляд показывает близкую и тонкую связь людей с потусторонними силами и духами и передаёт суть аниматических представлений о тотальной одушевленности и размытости границ между живой и мертвой материей в целом (ил. 3). Ил. 3. Антропоморфное изображение на обечайке рамного типа бубна (полевой материал автора). 5 Следует отметить, что важнейшей категорией саамского традиционного мировосприятия является «изначальная инвертированность » (терм. Н. Теребихина) [10, с. 255]. Данная категория связана с принципом зеркальности пространственных координат строения Вселенной. В частности, согласно верованиям восточных саами, мир мёртвых мог существовать не только на нижнем уровне, но и на небе, среди звезд [8, с. 119].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz