Соловьев И. В. Саамские музыкальные инструменты (к попытке осмысления звенящего тембра) // Музыкальный журнал европейского Севера. - 2015. - № 3. - С. 1-16.

Музыкальный журнал Европейского Севера № 3, 2015 5 Ил. 2а. Свободный вихревой аэрофон pärrä (аналог саамского аэрофона наввьт ). Источник: Rapapallit ja Lakuttimet: muinaissuomalaisia soittmia. Kauhava: Kansanmusiiki-instituuti, 1985. Согласно источникам, шаман нуэйт перед ритуалом нагревал мембрану над открытым огнем для того, чтобы она стала сухой и хорошо натянулась – тогда звук бубна становился чистым и звонким [3, с. 342] 4 . Наиболее сложным в понимании тембральной характеристики являются металлические идиофоны. Очевидно, что формирование представлений о магической силе металлических амулетов, талисманов, нагрудных украшений, широко распространенных у финно-угорских народов (мордвы, удмуртов марийцев и др.), со временем стало знаковым явлением традиционного мировоззрения саами. В функциональном отношении звенящий тембр металлических идиофонов несет в себе комплекс прогностического, охранительного и коммуникативного пространства традиционной саамской культуры. 4 В саамской традиции существует большое число градаций размеров в отношении бубнов чашеобразного типа (зап.-саам. – govadas / говадас; кольск.-саам – куэмдэс / kuemdes, куэмдас / kuemdas .). Данные метрические градации связаны с эргоморфологическими характеристиками бубна. Его корпус изготовляли путем выдалбливания полости из капа – березового или соснового нароста – либо из части ствола дерева. Как правило, бубны небольшого размера обладали ярким, звенящим тембром.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz