Соловьев И. В. Саамские музыкальные инструменты (к попытке осмысления звенящего тембра) // Музыкальный журнал европейского Севера. - 2015. - № 3. - С. 1-16.

Музыкальный журнал Европейского Севера № 3, 2015 3 представляющей собой связку оленьих копытц; набор кусочков оленьего рога и составляющих основу стержневых погремушек шэҏдэгк / šerdegk (от кильд.- саам. шереда / šereda – полость) , связанных со встряхиваемым, соударяемым, скребковым и фрикционным способами звукоизвлечения и производящих остинатную пульсацию в подвижном темпе (ил. 1) 2 . Ил. 1. Стержневая погремушка шэҏдэгк (полевой материал автора). Звучание вихревого аэрофона-завывалки наввьт / navv’t (кильд.-саам. – зверь), возможно, имитативно связано с воем волка. При увеличении частоты вращения деревянной пластины-прерывателя появляются глиссандирующие звуки, напоминающие вой животных, в частности волка. Можно предположить, что такое звучание персонифицирует и образ божества Кавврай / Kavvrai , также Karva, Karvaj (вост.-саам.) – покровителя саамских шаманов нуэйт (вост-саам.) / noaidde (зап.-саам), – мифологического героя, создателя волка и собаки [2, обобщенно-вспомогательный характер, автором применяются некоторые фонемы из языка западных диалектов. 2 В частности, как отмечает И. Шеффер, при ходьбе суставы оленьих конечностей издают громкий хрустящий звук, который напоминает звук, возникающий при раскалывании грецкого ореха [12, с. 115].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz