Соловьев И. В. Саамские музыкальные инструменты (к попытке осмысления звенящего тембра) // Музыкальный журнал европейского Севера. - 2015. - № 3. - С. 1-16.

Музыкальный журнал Европейского Севера № 3, 2015 13 Ил. 8. Мужской пояс с прикреплёнными серебряными кольцами (северная Норвегия, коммуна Каутокейно ). Источник: ФА ИТМ ПГК. Отдельно следует отметить применение колоколец в оленеводческом хозяйстве. В настоящее время в ряде оленеводческих хозяйств саами Кольского п-ова (например, п. Верхнетуломский, нотозерский диалект), преимущественно используют конусные – латунные с ярким звенящим и продолжительным звучанием колокольца (в отличии от жестяных трапециевидных колоколец, придающих сухое и быстрозатухающее звучание), что создает неповторимую полифонию своеобразного «оленьего оркестра» (ил. 9) 10 . Ил. 9. Языковой колоколец келл (оленеводческое хозяйство, п. Верхнетуломский). Источник: ФА ИТМ ПГК. 10 Мифологическая семантика звона в оленеводстве реализуется в следующем саамском поверье. Чтобы пастухи могли удостовериться в присутствии духов Гоффитерак / Goffiterak (саам.), владеющими оленьими стадами, колокольца на шее оленя должны были позвякивать . Призвать духов можно было с помощью встряхивания и удара связкой колец по корпусу саамских лодкообразных саней – кережь / kerež [9, с. 226; 11, с. 159].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz