Соловьев И. В. Саамские музыкальные инструменты (к попытке осмысления звенящего тембра) // Музыкальный журнал европейского Севера. - 2015. - № 3. - С. 1-16.

Музыкальный журнал Европейского Севера № 3, 2015 11 Ил. 6. Медвежьи когти и волчьи клыки (прикреплены к обечайке бубна). Источник: [13]. Стоит отметить, что звучание костяных идиофонов ассоциативно напоминает звенящий тембр металлических подвесок. Это происходит благодаря резкости звука в зоне высокого регистра, эргоморфологическим характеристикам материала (специфике крепления и наличию определенного набора костяных подвесок), а также способу звукоизвлечения (встряхивание, соударение, удар по другим предметам). Несомненно, контаминация костяных и металлических атрибутов создает многоуровневый и политембровый комплекс в организации шаманского ритуала 8 . Звенящий тембр идиофонов играет значимую роль и в саамском костюме. Так, женское украшение скандинавских саами kracka / кракка (зап.-саам.) представляет собой брошь с нанизанными металлическими, медными, серебряными, позолоченными кольцами, цепочками, брелоками (ил. 7). 8 Основу стержневой погремушки шэрдэгк / š erdegk (саам.) – составляет ветвь оленьего рога, к которой в качестве подвесок прикрепляются как костяные атрибуты – оленьи копытца, мелкие кости, так и языковые колокольца. Данный вид погремушки используется и в танцевально-игровых видах творчества, при сопровождении пения – саамского напева луввьт / luvv’t (кольск.-саам.) [6, с. 27–28].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz