Соловьев, И. В. К проблеме исследования семантики имитативных хореографических форм в обрядовой традиции кольских саами (по материалам реконструкции Медвежьего праздника) // Музыка и время. - 2016. - № 12. - С. 22-28.

Фольклористика 22 ÌÓÇÛÊÀ È ÂÐÅÌß ¹ 12. 2016. П роблема изучения семантики имитативных форм в саамской традиционной хореографии саами прежде всего связана с отсутствием комплексных исследований традици - онных видов творчества – танца , го - лосовых звукоподражаний , пения , игре на звуковых орудиях / музыкаль - ных инструментах в их тесном взаи - мовлиянии с орнаментальным искус - ством 1 . Предметом нашего исследо - вания становится аналитическое рас - смотрение сценического воплоще - ния отдельных этапов « Медвежьего праздника » в традиции Кольских са - ами с точки зрения выявления ими - тационной семантики хореографиче - ских ( танцевально - пластических , по С . Чернышевой ) форм в комплексе визуального , символического и ауди - ального ( звукового ) компонентов в ре - конструкции обряда . Как отмечает А . Алпатова , роль звукового действа в древних обря - дах – это целый неделимый комплекс речевого , пластического , игрового , магического , составляющий един - ство творческого начала человека . Именно «… на ранних стадиях разви - тия культуры возник синкретический тип обрядового поэтико - музыкально - театрального - танцевального дей - ства , ставшего прообразом синтети - ческих видов искусства » [3, 101 ]. Не - сомненно , что на поздних этапах эт - нической истории танец генетически остался взаимообусловлен с различ - ными видами искусства , и в том чис - ле в их акустическом воплощении . В большей степени тесная взаимос - вязь прослеживается в слиянии зву - ковых , пластических и жестовых ин - тонаций ( термин С . Чернышевой ), максимально отражающих элемен - ты организации ритмопластического К проблеме исследования семантики имитативных хореографических форм в обрядовой традиции Кольских C аами ( по материалам реконструкции Медвежьего праздника ) Researching the Semantics of the Imitation Choreographic Forms in the Ritual Traditions of Kola Saami (Based on the Reconstruction the Bear Fest) В данной статье рассматривается традиционная саамская хореография в аспекте синкретических форм обрядово - го искусства . Объектом исследования становятся элементы саамской танцевальной кинетики , связанные с их имита - ционной и символической трактовкой . Представлен принцип гипотетической символической аналогии , направленный на сопоставление траектории движений в обрядовых танцах Медвежьего праздника с геометрическими контурами культо - вого объекта – Лабиринта . Ключевые слова : саами , традиция , кинетика , синкретизм , имитация , символика , лабиринт . Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-14-10003 The article discusses the Saami traditional choreography in the aspect of syncretic forms of ritual art. There are identifing the main kinds of Saami dancing kinetics connected with imitation forms and symbolic interpretation of movements. The subject of special importance is the princip of gipotethical symbolic analogy that is of the comparing the trajectories of movements in the ritual dances of the Bear festival to the geometric contours of the cult object – Labyrinth. Keywords: Saami, tradition, kinetics, syncretism, imitate, symbol, labyrinth. И . В . Соловьев кандидат искусствоведения , доцент кафедры музыки финно - угорских народов Петрозаводской государственной консерватории им . А . К . Глазунова E-mail: hopes71@yandex.ru I.V. Solovev Cand. of Art Studies (PhD), Associate Professor of the Department of Finno-Ugric music of the Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire E-mail: hopes71@yandex.ru 1 Многозначность номинаций , касающихся определений традиционного искусства и сохраняющихся в лексике архаических культур , позволяет иссле - дователям применять региональную терминологию как альтернативу в обозначении понятий музыкальное и танцевальное искусство , используя термины – танцевально - пластическая культура , звуковая или интонационно - акустическая культура , звуковое / акустическое этнопространство [1; 2, 30–45 ].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz