Соловьев, И. В. К проблеме исследования семантики имитативных хореографических форм в обрядовой традиции кольских саами (по материалам реконструкции Медвежьего праздника) // Музыка и время. - 2016. - № 12. - С. 22-28.

Folklor ist ics MUSIC & TIME ¹ 12. 2016. 27 В контексте указанной семантики термина сохранились примеры са - амских поверий , отражающих маги - ческую практику превращения саам - ского шамана в зверя путем трехкрат - ного проползания под кронами пова - ленного дерева ; трехкратного оббе - гания охотником берлоги медведя в момент ритуальной охоты [5, 124 ; 7, 12–13 ]. В частности , в одной из сцен реконструкции саамского мед - вежьего праздника – « предсказание шамана », представляющей выбор главного охотника , действия шама - на обусловлены активной жестику - ляцией ( манипуляции с бубном ) и по - воротами корпуса тела вокруг своей оси . Следует отметить , что динами - ка и темп ударов в бубен совершае - мые нуэйтом , увеличивается в соот - ветствии с повышением интенсивно - сти кинетики тела . Символическим подтверждением семантики волнообразной траектории движения стало обращение к трактов - ке декора народов Сибири . Одно из символических значений волнообраз - ной линии связано с образом медве - дя и удержанием медвежьей души ( рис . 4 ). Итак , исходя из наблюдений о са - амской кинетике ( при сопоставлении с письменными источниками ), мы мо - жем выделить несколько типов саам - ских движений и жестов , которые реа - лизуются в тесной связи с голосовыми имитациями , пением и игрой на музы - кальных инструментах . Во - первых , это разнообразные иконические корпороимитации : прыжки , прихрамывающие , притап - тывающие шаги , ходьба на корточках , коленях , бег , взма - хи рук , связан - ные с имитация - ми птиц и зверей : оленя , медведя , волка , белки , чай - ки , куропатки , глу - харя и др . Во - вторых , эле - менты символиче - ской кинетики , от - ражающие пример аналогии геоме - трических конту - ров Лабиринта : а ) групповые движения в цепоч - ке ( колонне ); б ) кружения во - круг собственной оси ( центр Лаби - ринта , как связь с солярной символи - кой , в т . ч . семантикой звериной транс - формации , оберег ). Таким образом , приведенные фак - ты дают перспективу поиска новых методологических подходов в рас - крытии и выявлении не только сим - волической семантики кинезо - аудио - визуального комплекса , но и творче - ских возможностей традиционного ис - полнителя , отражающих континуацию сохранившихся отголосков обрядово - го синкретизма в мифологическом со - знании народа . Список литературы 1. Чернышова С . Л . Танцевально - пластическая культура коренных малочисленных народов Севера , Си - бири и Дальнего Востока : проблема сохранения и актуализации : Авторе - ферат дисс . кандидата культурологи . Санкт - Петербург , 2009. 2. Шейкин Ю . И . История музы - кальной культуры народов Сибири : Сравнительно - историческое иссле - дование . М .: Восточная литература , 2002. 718 с . 3. Алпатова А . С . Архаика в миро - вой музыкальной культуре . М .: Эко - ном - Информ , 2009. 204 с . 4. Фурман О . Ю . Проблема клас - сификации хороводов и цепочных плясок в народной хореографии // Изв . Волгогр . Гос . соц . Пед . Ун - та . Сер .: Социально - экономические науки и ис - кусство . № 9 (63). Волгоград , 2011. С . 43–49. 5. Бакула В . Б . Лексика духовной культуры кольских саамов ( на мате - риале кильдинского диалекта саам - ского языка ) . Дисс . кандидиата фило - логических наук . Мурманск , 2013. 6. Соловьев И . В . Инструмен - тальные основы музыкальной куль - туры саами : Дисс . кандидата искус - ствоведения . Санкт - Петербург , 2012. 7. The Saami: а cultural encyclope- dia . Vammala: Sumalaisen Kirjallisuu- den Seura, 2005. 498 p. 8. Большакова Н . П . Жизнь , обы - чаи и мифы кольских саамов в про - шлом и настоящем . Мурманск : Мур - манское книжное издательство , 2005. 414 с . 9. Географический словарь Коль - ского полуострова : в 2 т . Мурм . фил . геогр .- экон . НИИ Ленингр . ун - та . Т . 1. Ленинград ., 1939. 145 с . 10. Spencer A. Lapps UK, 1978. 160 р . 11. Травина И . К . Саамские народ - ные песни . М .: Советский композитор , 1987. 144 с . 12. Tiren K. Die Lappische Volks- musik, Aufzeichnungen von Juoikos- Melodien bei den schwedischen Lappen (=Acta Lappponica III) / K. Tiren. Stock- holm, 1942. 236 s 13. Карпова Г . М . Архаическое пе - ние саами Кольского п - ова // Инстру - ментальная музыка в межкультур - ном пространстве : проблемы ар - тикуляции . Санкт - Петербург , 2008. С . 215–221. 14. Emsheimer E. Studia ethnomu- sicologica eurasiatica . Stockholm: Musi- khistoriska museet, 1964. 107 S. 15. Косменко А . П . Народное изо - бразительное искусство саамов Кольского полуострова XIX–XX вв .: этнографический очерк . Петроза - водск : Карельский научный центр РАН , 1993. 170 с . 16. Manker E. Die Trommel als Ur- kunde geistigen lebens . (Acta Lapponi- ca, VI). Stockholm: Thule, 1950. 447 S. 17. Буксикова О . Б . Танцевально - пластическая культура в артефак - тах восточной Сибири и ее метамор - фозы в народном танце // Известия РГПУ им . А . И . Герцена . № 106. Санкт - Петербург , 2009. С . 241–249 18. Мартынов А . Я . Древними тропами Соловецких островов / А . Я . Мартынов . М .: Русский Север , 2006. 240 с . 19. Диксон О . Символы Сибирско - го шаманства . М .: Велигор , 2007. 127 с . References 1. Chernyshova S.L. Tantsevalno- plasticheskaya kultura korennykh malo- chislennykh narodov Severa, Sibiri i Dal- nego Vostoka: problema sokhraneniya i aktualizatsii : [Dancing culture of indig- enous small people of North Siberia and Рис . 4. Медвежьи символы декора народов Сибири . 1) символ медведя ; 2), 3), 4) медвежий коготь ; 5), 6) медведи , душу держащие ; 7) медведь в медведе ; 8) передача символа точками ; 9) китайская фигура медвежьего символа Гэнь – пребывание ) [19, 48]

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz