Соловьев, И. В. К проблеме исследования семантики имитативных хореографических форм в обрядовой традиции кольских саами (по материалам реконструкции Медвежьего праздника) // Музыка и время. - 2016. - № 12. - С. 22-28.
Фольклористика 26 ÌÓÇÛÊÀ È ÂÐÅÌß ¹ 12. 2016. Это явственно просматривает - ся в групповом ритуальном марше , связанном с кульминационным эпи - зодом одного из этапов « Медвежье - го праздника » – возвращением охот - ником в родовую общину . Мужчины и женщины выстраиваются в две цепоч - ки . Мужскую цепочку возглавляет ша - ман с магическим бубном . Роль шама - на , прежде всего , связана с метрорит - мической организацией марша , син - хронизированной с трехдольным уда - ром в бубен . Корпус тела участника , играющего роль шамана , производит наклонные повороты в правую и ле - вую стороны , что позволяет опреде - лить имитацию медвежьей походки ( фото 4, 5 ). Обе группы марширующих со - вершают волнообразные движения по кругу , которые ассоциируются с односпиральным и биспиральным типом линий лабиринтов ( в мо - мент присоединения женской груп - пы , рис . 2, 3 ). В сцене рекон - струкции эпизода охоты на медведя в саамском мед - вежьем празднике участник , одетый в медвежью шкуру , имитирует и поход - ку , и рык зверя в момент нападения охотника ( фото 6 ). Интересно от - метить , что в са - амской разговор - ной лексике , отра - жающей область танцевального ис - кусства , существу - ет термин коаввсе ( вост .- саам .) – по - ворачиваться ; пре - вратиться , стать похожим на кого - либо ( см . рабо - ту В . Бакула ). Фото 5. Сцена ритуального танца « Возвращение охотников в ро - довую общину » ( фото автора статьи ) Фото 6. Охота на медведя ( фото автора статьи ) Рис . 2. Классификация каменных лабиринтов Северной Европы [18, 113 ] Рис . 3. Геометрический контур биспиральтного типа лабиринта [18, 194 ]
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz