Соловьев, И. В. К проблеме исследования семантики имитативных хореографических форм в обрядовой традиции кольских саами (по материалам реконструкции Медвежьего праздника) // Музыка и время. - 2016. - № 12. - С. 22-28.
Folklor ist ics MUSIC & TIME ¹ 12. 2016. 25 и зооморфные изображения , рас - тительный мир , природные и хозяй - ственные объекты , так и геометриче - ский орнамент , символическая трак - товка которого отражает мифологиче - ские представления о мироустройстве древних саами . Так , основными эле - ментами орнаментальной символи - ки саамского декора становятся : круг , ромб , квадрат , треугольник , волнистая линия . Их разнообразные комбинации обнаруживаются не только на пред - метах материальной культуры , но и объектах этноландшафта [8, 209–210 ] ( рис . 1 ). В изучении традиционной сим - волики нас заинтересовала взаи - мосвязь геометрических контуров ландшафтно - знакового объекта – Ла - биринта и обрядовых танцевально - пластических элементов кинетики 6 . Как известно , лабиринт встречается во многих регионах планеты и , в част - ности , в Лапландии , однако его назна - чение до сих пор вызывает споры 7 . Ряд исследователей выдвигают по - лярные гипотезы относительно функ - циональной принадлежности данно - го объекта – от утилитарно - бытовой , до культовой магической , позволя - ющей применять его на практике [18, 136–141 ]. Следует отметить , что информация , подтверждающая обря - довое функционирование лабирин - тов в саамской традиции , имеет доку - ментальное подтверждение и датиру - ется началом XX века . Это свидетель - ства этнографов об обрядах гадания саами Кольского полуострова ( про - мысловая магия , предсказания болез - ни и пр .). Если принять точку зрения о магическом функционировании лаби - ринта , то данный объект представля - ет собой удобнейший инструмент для вхождения в измененное состояние сознания ( шаманский транс ) посред - ством движения по спиральной тра - ектории лабиринта . Геометрическая конструкция лабиринта могла сфор - мироваться в традиционном сознании на основе наблюдений за траекторией действий – движений шамана в ритуа - ле [18, 140 ] ( фото 3 ). Идея символической взаимосвя - зи геометрических контуров лаби - ринта и обрядовой кинетики возник - ла благодаря нашему обращению к реконструкции Медвежьего празд - ника саами 8 . Так , в декабре 1999 г . в с . Ловозеро ( Мурманская обл .) нам удалось побывать на реконструкции отдельных сцен медвежьей церемо - нии и документировать полевой ма - териал , сопоставив его с этнографи - ческими источниками . При наблюде - нии за участниками обрядовой рекон - струкции , нами была отмечена гипоте - тическая аналогия траектории движе - ния по контурам лабиринта [6, 212 ]. 6 Подобный метод аналогии сопоставления архаичных культовых объектов представлен в работе О . Буксиковой . Путем аналитической трактовки на - скальных изображений – петроглифов , автор предпринимает попытку реконструкции пластических элементов танца в традиционной культуре этносов Вос - точной Сибири [17]. 7 Согласно первой группе гипотез культового назначения , лабиринты связывают со следующей семантикой : солярная символика огня , солнца – храм Солнца ; символ траектории движения Солнца и Луны ; жертвенный алтарь – т . н . храмы с « астральной проекцией »; инструмент предсказания ; культ мерт - вых – символ потустороннего мира ; промысловая магия ; родовые святилища . Вторая группа , предполагает промыслово - рыболовное функционирование ла - биринта : модели рыболовных ловушек , сооружение в качестве загона для волков , а также связь с календарной символикой и навигационными знаками [8, 327–331 ; 18, 141 ]. 8 Сведения о саамском « медвежьем празднике » (« медвежья церемония », « медвежьи игрища ») мы находим у ряда зарубежных и отечественных ис - следователей XVII–XX вв . К началу XX в . саамская традиция медвежьей церемонии постепенно уходит . Так , у западных саами церемония сохранялась вплоть до конца XVIII в ., а с XIX в . проявилась тенденция его угасания . Наиболее продолжительное бытование ритуала было отмечено у скандинавских са - ами – норвежских и шведских , где охота на медведя хотя и являлась формальным мероприятием , но все же сохраняла отдельные элементы медвежьего культа . В частности , ритуал погребения останков , который отражает концепцию саамской веры в реинкарнацию зверя в потустороннем мире страны изо - билия – Сайва [17 , 33–35 ]. С 1995 г . в с . Ловозеро ( Мурманская область ) стали регулярно проводится мероприятия по возрождению саамских « Медвежьих игрищ » ( вост .- саам . Талл пеййв ). Фото 3. Лабиринт ( Киркинес , норвежская Лапландия ) [ Сайт // The Saami-Samisk-Sami: saamiblog. URL http://saamiblog.blogspot.com] Фото 4. Сцена ритуального танца « Возвращение охотников в родовую общину » ( фото автора статьи )
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz