Соловьев, И. В. К проблеме исследования семантики имитативных хореографических форм в обрядовой традиции кольских саами (по материалам реконструкции Медвежьего праздника) // Музыка и время. - 2016. - № 12. - С. 22-28.

Фольклористика 24 ÌÓÇÛÊÀ È ÂÐÅÌß ¹ 12. 2016. этнографическим описаниям , саам - ский шаман ( вост .- саам . – нуэйт , ны - эйте ) во время « кикования » совер - шает путешествие в разные обла - сти потустороннего мира при помощи своего ассистента - помощника – Свя - щенной птицы Савио - лодде [8, 335 ; 9, 118 ; 7, 62 ] 3 . Благодаря детальному описанию ряда архаичных саамских обрядов мы можем выявить комплекс ритуальных действ , отражающих синкретические формы различных видов искусств . Так , согласно сохранившимся письмен - ным источникам западноевропейских этнографов , в ритуальной охоте , в мо - мент добычи медведя , главный охот - ник обвязывал медвежью челюсть бе - рестой , а свободным концом бересты трижды обматывал свой пояс . Далее , неоднократно подергивая за свобод - ную часть берестяной полоски , охот - ник пел благодарственную йойгу , к ис - полнению которой присоединялись охотники , потряхивая копьями саи те с нанизанными кольцами ( прообраз звукового орудия – стержневой погре - мушки ) [10, 99 ] 4 . Тушу медведя так - же могли хлестать березовыми пру - тьями . Вероятно , что при этом риту - альном акте полу - чались свистящие и глухие звуки , воз - никающие от про - хождения воздуха через тонкий прут и конечного уда - ра по медвежьей туше . Это нагляд - ный пример конта - минации звукового орудия – ударно - го идиофона и сво - бодного аэрофо - на . Отметим , что в представленном обрядовом эпизо - де нами просма - тривается свое - образное марио - неточное оживле - ние медведя путем имитации его дви - жений , символи - зирующих возвра - щение медвежьей души . В данном процессе осуществляется синкретика кинезо - пластического , певческого и инструментального оформления ри - туала [6, 176 ] 5 . Особый аспект в изучении саам - ской хореографии связан с обраще - нием к орнаментальному искусству в контексте мифологических пред - ставлений . До наших дней сохрани - лось саамское искусство декора ма - териальных атрибутов , тесным об - разом выраженное в яркой семан - тике символов - изображений ( см . ра - боты А . Косменко , Э . Манкера ). Рас - пространенными элементами декора большинства предметов хозяйствен - ного быта , а также культовых атри - бутов , в частности – шаманских буб - нов , являются как конкретные ( икони - ческие ) символы – антропоморфные 4 Несомненно , самым ярким воплощением синкретизма кинезо - визуальных реализаций саамского певческого искусства является саамская йойга ( зап .- саам .)/ луввьт ( вост .- саам .). В частности , самым характерным кинетическим элементом , сопровождающим пение , становится жестикуляция , позволяющая исполнителю максимально создать образ посредством специфических тембро - артикуляционных приемов певческого интонирования . В частности , если йо - йга / луввьт посвящена определенному животному или птице ( звериная йойга ), то исполнитель может воплотить конкретный зооморфный образ через харак - терный индивидуальный жест или движение . Пение , отражающее виды ландшафта ( т . н . ландшафтная йойга ), реализуется активной жестикуляцией руками и корпусом тела , транскрибирующими траекторию пути – ходьбы или езды на оленях по неровному ландшафту [6, 147–154 ]. Как отмечают многие исследователи , дви жение рук саамских исполнительниц луввьт часто напоминают кинетику , ассоциирующуюся с женским тру - дом – вышиванием , плетением сетей . Однако сюжет напева далеко не всегда воплощается через конкретный жест - действие . Несомненно , моторная память исполнительниц зафиксировала отпечаток женского домашнего труда в неразрывной связи с пением ( более подробно о символике ритмоинтонационного контура в певческом искусстве кольских саами см . работы И . Травиной и К . Тирена ) [11; 12; 13, 216–217 ]. 5 В частности , шведский этномузыколог Э . Эмсхаймер при систематизации полиэлементных комплексов саамского искусства отдельно выделяет груп - пу « ритмически двигательных напевов », связанных с активной жестовой имитацией повадок животных [14, 83 ]. Фото 2. « Танец чаек » Пример 2. « Танец чаек » ( расшифровка автора ) Рис . 1. Элементы саамского орнамента [10, 129 ]

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz