Соловьев, И. В. К проблеме исследования семантики имитативных хореографических форм в обрядовой традиции кольских саами (по материалам реконструкции Медвежьего праздника) // Музыка и время. - 2016. - № 12. - С. 22-28.

Folklor ist ics MUSIC & TIME ¹ 12. 2016. 23 интонирования в пространстве куль - туры [1, 6, 14 ]. В настоящее время с исчезно - вением древней культовой тради - ции с ее многочисленными обрядами и ритуалами и утратой их основной сакрально - магической функции , са - амская хореография , в современном ее воплощении , приобрела иной ста - тус – художественно - эстетический . В ходе экспедиционной работы , про - водимой в период с 2000 г . по на - стоящее время , нам удалось зафик - сировать сценическое воплощение танцевально - игровых действ « Мед - вежьего праздника », где были пред - ставлены различные виды пластиче - ского и звукового искусства . Следует отметить , что сценическое воплоще - ние традиционных обрядов , с науч - ной точки зрения , дискуссионно . Осо - бенно остро стоит вопрос об истори - ческой достоверности сценического воплощения , направленного на вос - создание и реконструкцию утрачен - ных обрядов в координации аутентич - ных элементов и стилизованных сце - нических форм . Несомненно , что дан - ная проблематика разрешается при углубленном изучении архивных пись - менных источников и полевой работе с « живыми носителями » традиции . Так , опираясь на классифика - цию Ю . Шейкина , отражающую эта - пы функционирования традиционно - го искусства , современное бытование саамской культуры мы можем отнести к пограничным формам деривацион - ной нормы , основанной на модифи - кации сохранившихся явлений ( кон - тинуация ) и реституционной нормы , определяющей возрождение утрачен - ных явлений обрядовой жизни этноса , артефактов культурного наследия на - родности [2, 8–9 ]. Особое место в реконструкции са - амских обрядовых форм медвежье - го праздника в их сценическом во - площении занимают птичьи и звери - ные танцы - пантомимы . Среди них : та - нец чаек и куропаток , а также кинети - ческие имитации оленьего бега и мед - вежьей походки ( фото 1, пример 1 ). Танцы - пантомимы могут сопро - вождаться активными голосовыми имитациями , пением традиционного луввьт и инструментальными сигна - лами 2 . К примеру , игра на традицион - ной саамском свистке – манке на ряб - чика нюррк , сопровождает голосовые имитации птичьих сигналов . Звучание стержневых и соударяемых погрему - шек шэҏдэгк ( саам . – погремушка ), нӯрр пӯдзъя чуарва ( саам . – рожки мо - лодого оленя ), пудзэ чуэрьв ( саам . – оленьи рога ), шнуровых погремушек кеннц ( саам . – коготь ), отражает сим - волический образ перемещающегося оленьего стада . Игра на шаманском бубне определяет ритмическую осно - ву в пластических имитациях оленье - го бега и медвежьей походки [5, 127– 129 ; 6, 175 ] ( фото 2, пример 2 ). Довольно часто этнографы отме - чали в своих заметках , что танцев у саами нет , а есть только прыжки . Так , в результате компаративных иссле - дований саамской и обско - угорской традиционной хо - реографии было выявлено сход - ство саамских дви - жений и жестов с хореографи - ей обских - угоров ( хантов и манси ). Их основу состав - ляют пластические элементы птичьих и звериных кор - п о р о и м ита ц и и [7, 62 ]. Стоит от - метить , что одним из самых распро - страненных видов саамской кинети - ки в обрядовой хо - реографии явля - ется нюччкмушш ( вост .- саам . – пры - жок ) – элемент , в большей степени характеризующий и м и т а ц и о н н у ю природу саамской хореографии [5, 123 ]. Этот факт подтверждают со - хранившиеся саамские названия об - рядовых зооморфных и орниторфных танцев - пантомим медведя , белки , во - рона , глухаря , чайки , оленя и других представителей фауны . Несомненно , базовым элемен - том архаических истоков птичьих и звериных коропороимитаций в са - амской традиции является шаман - ский термин киккед / kikki, kigkad ( в рус - ской транскрипции – кикование ), ко - торый связан с двумя семантически - ми значениями : 1) колдовать с пением и выкриками , совершать колдовские действия ; 2) киик ( вост .- саам .) – на - звание птицы – кукушка . Согласно 2 В частности , этнохореолог О . Фурман в определении действенной , двигательной характеристики в традиционной хореографии вводит такие научные понятия , как кинетическая система , кинетическая форма , кинетическая единица . Исследователь также выявляет тесную взаимосвязь между двигатель - ными и голосовыми – речевыми , певческими , а также инструментальными компонентами в организации танца , обозначенными как кинетический текст или игровая кинетическая форма [4 , 45–48 ]. 3 Саамский термин « кикование » является аналогом термина шаманское « камлание » ( от тюрк . кам – иступленный ), распространенного при описании ша - манских обрядов в традиционных культурах народов Сибири [6, 199–200 ]. Пример 1. « Танец оленей » ( расшифровка автора ) Фото 1. « Имитация оленьего бега » ( с . Ловозеро Мурманская область . Полевой материал автора )

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz