Соловьев, И. В. К проблеме мифологических концептов интонационно-акустической традиции саами // Музыка. Искусство. Наука. Практика. - 2019. - № 4 (28). - С. 28‒39.

9 В конструктивных разновидностях са- амского бубна ( куэмдес/gobdes, kannus, gievrie ) существуют инструменты малых размеров «звенящего» тембра в высо- ком регистре, которые изготавливаются из берёзового или соснового капа-наро- ста путём выдалбливания корпуса (чаше- образный тип), а также бубнов больших размеров с гудящим тембром низкого ре- гистра, чаще всего представляющие со- бой согнутую раму (обечайку) древесины (рамный тип). Существует закономерность и в подвесках, укрепляемых к бубну. Как правило, к чашеобразному типу крепится малое число подвесок (кольца, располагае- мые в верхней и нижней оконечности буб- на). К рамному типу бубна прикрепляется большее количество разнообразных подве- сок (металлические пластины, цепочки и кости животных). Как отмечает практикую- щий нуэйт Я. Яковлев (с. Ловозеро, Мур- манская обл.), «…чтобы услышать голос бубна [вероятно, дух бубна — kontakka . — И. С. ], нужно сосредоточиться не на самих ударах колотушки о мембрану, а на резо- нации, т. е. на том, что мы слышим после произведённого удара колотушкой» [30. С. 110–119, 137]. 10 Йойга (сев.-саам. juoiga juoiggus, yoik; joejkedh , южн.-саам.); juoigad (Инари) — петь в традиционной саамской манере. В зависимости от диалектных групп и функциональной нагрузки, различают варианты названий певческих терминов. Термин определяет процесс пения, направ- ленный не на объект (ландшафт, явление), а на воплощение самого объекта и обра- за. В этой связи йойгу нельзя представить в отношении объекта и субъекта, так как собственно исполнитель становится во- площением объекта, нивелирующим гра- ницу дуалистического восприятия [45. Р. 154]. В стилистике йойги западных саами основу интонирования составляет де- скриптивная (описательная) лексика с использованием авербальных слогов ( lo , lon , na ) и др. Данный дескриптивный ряд может иметь и конкретную смысловую семантику. К примеру, gal — да, действи- тельно, jo / jou – уже, go — когда, lea — есть, na — итак, leai — был, nugo — как, подобно, han — верно и пр. [43]. Возможно предположить, что существование данных дескриптивных элементов несёт в себе от- печаток архаичных отголосков тайного и сакрального языка как формы общения с силами потустороннего мира. У кольских саами основной термин — луввьт , обозна- чающий своеобразную саамскую песню с текстом, и лывььт — песня без слов. Данный термин фонетически соотносится с термином норвежских саами luohti — са- кральное и экспрессивное пение с актив- ной жестикуляцией; пение-оберег (закли- нание). Этнографическая основа луввьт , скорее всего, связана с названием жен- ского духа кольских саами луот-хозик — покровительницы оленей [45. Р. 209; 7. С. 81–82; 28. С. 95]. В луввьт подобные «дескриптивные звуковые комплексы» (термин В. Сенке- вич-Гудковой) являются промежуточным межтекстовым звеном, не связанным с по- вествовательной и семантической нагруз- кой [15. С. 83]. 11 Согласно саамским поверьям, чтобы обе- речь младенца от злых сил и быть уве- ренным (если это сын), что он в будущем будет храбрым охотником, к его колыбели подвешивали различного рода амулеты- обереги в виде миниатюрных стрел из ме- талла [46. Р. 110–113, 122]. 12 Возможно, при существующих поверьях, основанных на цветовой семантике споло- хов, психологическая реакция была строго регламентирована. Так, синие и голубые оттенки всполохов могли вызывать состоя- ния тишины и покоя, а зелёные и крас- ные — страх и, вследствие его, аффектив- ные реакции — крик и прочие звуковые выражения [41]. 13 По представлениям кольских саами, «…если гром гремит далеко, как будто в глубине окрестностей и очень сердито, — будет похолодание, гремит раскатисто и легко — к жаре» [21. С. 28]. Вероятно, что семантика динамической силы грома в персонификации бога грома Аййк означа- ла могущественное покровительство над тем, кто услышал «небесное предзнаме- нование». И. Соловьёв. К проблеме мифологических концептов интонационно-акустической традиции... 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz