Соловьев, И. В. К проблеме мифологических концептов интонационно-акустической традиции саами // Музыка. Искусство. Наука. Практика. - 2019. - № 4 (28). - С. 28‒39.

Примечания 1 Понятие звуковой (акустический) код тра- диционной культуры направлено, прежде всего, на семиотизацию различных звуча- ний в сферах народного быта [24. С. 9]. 2 Поводом для введения данного термина послужило понятие «когнитивный ланд- шафт», отражённое в работах шведского исследователя Н. Прайса, в междисци- плинарных исследованиях этнографов и археологов с целью выявления семантики культовых объектов и территорий в са- амской традиции. Термин когнитивный ландшафт трактуется учёным как взаи- мовлияние природной и социальной сре- ды в саамском мировоззрении. Н. Прайс трактует данное понятие в контексте са- амской этноистории — древних поверий, связанных с сакральными территориями и объектами, особенностями климата, фло- ры и фауны и пр. Это «…иной вид куль- турного ландшафта — не тот, видимый ландшафт <...> а невидимый, что стоит за материальным и выстроен в сознании саа- мов...» [26. С. 60]. 3 Моделирование акустического мировос- приятия может представлять разные уров- ни звукового источника: восприятие зву- чаний без визуального контакта; звучания, определяющие кинезо-визуальный (тер- мин И. Мациевского) уровень восприя- тия (бег, походка и прыжки животных и пр.). К примеру, в классификации жанров саамской певческой традиции существует так называемая группа ритмически дви- гательных напевов (йойк), которая сопро- вождается активной кинетической ими- тацией повадок животных, в частности, прыжками белки, медвежьей походкой и пр. [20. С. 169; 42. Р. 83]. Так, в тради- ции норвежских саами существуют йойки ландшафта, где исполнитель в процессе пения совершает кинетические жесты, описывая езду на оленях по извилистым сопкам тундрового ландшафта. 4 Согласно классификации Н. Большаковой, саамский пантеон божеств распределён на девять групп: боги богов, небожители, боги и духи земли, подземного царства, воды, покровители животных и животные тотемы, боги и духи погоды, божества, не- сущие болезни, покровители праздников и дней недели [8. С. 241–242]. 5 В мифологических представлениях саами у человека существует две души: первая — дышащая, неотъемлемая, которая покидает тело в момент его последнего вздоха, вто- рая — свободная, может выходить из тела при жизни и вновь возвращаться обратно в него [45. С. 403]. Подтверждение этого по- ложения находим в чрезвычайно сложной системе верований в духов saajvh (саам.), которые принимали как человеческое, так и животное обличье, жили в камнях, парал- лельных мирах, поддерживая тем самым симбиоз с людьми, родовые отношения, за которыми закрепляли священные терри- тории — горы, озёра, культовые атрибуты (амулеты, фетиши) [26. С. 58]. 6 Сейд, сеййт, сеит(а), seita, sieidi (саам.) — мегалиты, представляющие собой мега- литическую конструкцию, состоящую из крупного валуна (или валунов), располо- женного на каменных опорах. Распростра- нены в центральной и северной Норвегии, Швеции, Финляндии, на Кольском полу- острове, островах Белого моря, а также у се- верных берегов Ладожского озера, Выборг- ского залива и Онежского озера. Главное отличие сейдов от иных мегалитических объектов (менгиров, дольменов, кромлехов, инаксуитов, вардов и пр.) связано с неустой- чивостью его постановки (в том числе рас- положения на скальных выступах, обрывах, часто подставки-опоры состоят из иной ка- менной породы и пр.). В саамской традиции понятие sieidi трактуется более широко и от- носится не только к священным камням, но и скалам, источникам, сакральным террито- риям и пр. [22. С. 27, 153; 45. Р. 389–392]. 7 «Эта тишина, безлюдье характерно для Лапландии; она составляет одну из отли- чительных черт: везде всё молчит, словно всё замерло, застыло, словно всё, что здесь живёт, дышит, боится подать голос… Жиз- ни в этом лесу почти нет. Ни пения птиц, ни крика далёкого зверя в нём не слыхать <…> тишина нарушается только шумом рек на порогах <…> шум однообразный, действую- щий на нервы непривычного человека, странно негармонирующий с той мёртвой тишиной, с которой вы только что расста- лись в лесу» [36. С. 2]. 8 В. Мизин предлагает эвристическую гипо- тезу, согласно которой установка сейдов над разломами и трещинами является следстви- ем рационального знания древних саами. Их блокировка является преградой выхода из подземных миров Jabmiidaibmu (саам.) — страны смерти и живущих там существ чаклингов, чаххкли, тшаккалачак [22. С. 53, 83, 96–97]. Музыка. Искусство, наука, практика / № 4(28) 2019 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz