Соловьев, И. В. К проблеме мифологических концептов интонационно-акустической традиции саами // Музыка. Искусство. Наука. Практика. - 2019. - № 4 (28). - С. 28‒39.
Следует отметить существующую в саам- ском звуковосприятии парадоксальность оп- позиции звучаний , когда так называемое убла- жение, контакт c духами, реализовывалось как в противопоставлении звука и тишины, так и в тембральных контрастах . В одних случа- ях существовал запрет на звон бубенцов и ко- локольцев, укреплённых на оленьей упряжи, когда небо расцвечено всполохами северного сияния, так как всполохи (саам. — кувкас, най- нас ) могли забрать нарушающего покой к себе на небо. В другой ситуации «…если сполохи низко опустились, то стоило саами посвистеть, как духи оставляли человека в покое». Одна- ко, по сведениям Н. Харузина, описывающего быт кольских саами конца XIX века, нередко «…лопари впадали в страх <…> они кричали, шумели, когда видели чудище, мрачный дух — отгоняли его криком» [36. С. 197–198] 12 . Под- тверждение звукового поведения мы находим в традициях финских саами. Так, в игровой форме дети часто посвистывали в момент по- явления всполохов (по сведениям сотрудников музея “Arcticum”, г. Рованиеми, Финляндия). Анимистические представления саами о жизни растительного мира также представ- лены в ряде поверий, отражающих звуковую ипостась. В частности, перед тем как срубить дерево, лопарь ударяет обухом топора один раз с целью «убить» дерево. Если при сгорании де- рева появляется треск и искры, то это означало присутствие духа дерева [36. С. 208]. Осмысле- ние уровня мифологического пространства как принадлежности к нижнему (загробному) миру и разрушительных стихий отражено в визуаль- но-звуковом восприятии: «вой собаки мордой к земле — к покойнику, кверху — к пожару» [8. С. 378]. Существуют звуковые приметы, связанные с обозначением временны́х координат (време- ни суток, недель года, календарного сезона и пр.), которые выступают в роли концепта сосу- ществования мира реального и потустороннего в апотропеической функции, отражая хронотоп традиционного сообщества. Например, если саами собирается в путь и случайно чихнёт — ему желают хорошей дороги в том случае, если он был рождён утром или днём, а если вечером либо ночью — пути не будет. Особое отношение саами к голосам птиц выражается в приметах и поверьях. В тради- ции восточных саами сохранились следующие поверья: если услышать кукушку ранней вес- ной — запрещается есть с утра, так как нару- шение данного табу повлечёт смерть в течение года [45. С. 13]; гагара кричит часто varluk- varluk — к дождю, отрывисто ka-ka-ka — к ясной погоде [29. С. 132]; гром прогремит над замёрзшим озером — рыбы мало будет; гром услышат — перекрестятся и скажут: «Слава Богу, ещё год проживу» [8. С. 374–378] 13 . Таким образом, основу мифологических концептов семантического кода интонацион- но-акустической культуры саами следует ис- кать в контрастном звуковом комплексе: ре- гистрово-тембральных, темпо-ритмических, динамических звучаниях окружающего про- странства в тесной связи с эмоционально-чув- ственным (тактильным, двигательным и ви- зуальным) статусом звукового поведения как в обрядовом, так и бытовом пространстве. Именно в представленном ракурсе происходит контакт с таинственным миром звукового во- площения мифологически осмысленных суб- станций — первоэлементов и стихий, ставших персонификацией духов и божеств. Обозначе- ние сакрального и профанного пространства в представлениях саами не всегда однозначно в трактовке традиционного восприятия и соот- носится со звуковой полисемантикой различ- ных сфер коммуникации — обряда, традици- онных легенд, поверий, примет о звучаниях материальных объектов и природных явлений. Данный эстетический феномен саамского зву- ковосприятия, несомненно, отражает древней- ший пласт мифологического мышления. И. Соловьёв. К проблеме мифологических концептов интонационно-акустической традиции... 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz