Соловьев, И. В. К проблеме мифологических концептов интонационно-акустической традиции саами // Музыка. Искусство. Наука. Практика. - 2019. - № 4 (28). - С. 28‒39.
тишины — запрете на звуки у ряда сакральных объектов [1. С. 69]. В современных комплексных исследова- ниях археологов, этнографов и физиков пред- ставлена гипотеза о рациональном применении сейдов в качестве резонаторов акустических колебаний — феномена, воздействующего на психофизиологический статус человека в ша- манских практиках для вхождения в состояние транса. Уникальным свидетельством звуковой реализации объектов стала фиксация гудящих и щёлкающих звуковых феноменов, возникающих в местах нахождения сейдов. Необходимым фактором для акустической «работы» таких объектов является их морфология: разнопород- ные каменные кладки — валуны с кварцевы- ми прожилками; расположение мегалитов над геологическими образованиями — трещинами и разломами, обусловленными так называемы- ми геоактивными зонами, представляющими участки геомагнитной активности [22. С. 31, 93, 95, 103–104]. Иные природные объекты, связанные со звуковыми феноменами, встречаются в местах саамских культовых святилищ и обусловлены внешними климатическими факторами, напри- мер, ветром. В частности, функционирование эоловых литофонов (согласно классификации Х–З — литофоны с дутьем) связано с прохож- дением воздушных потоков через образованные в каменных породах полости. Таков культовый комплекс саамских сейдов в Беломорском рай- оне Карелии, среди которых выделяется так называемый поющий камень — эолов литофон. При прохождении потоков воздуха через сквоз- ные полости камень издаёт звук, похожий на пение [22. С. 103]. Возможно, данные звучания могли ассоциироваться с голосами духов и бо- жеств. Так, гудящие тембры архаических зву- ковых орудий — свободных аэрофонов наввьт (саам. — зверь) и хоуфф/хуфка (саам. — зву- коподр.) — напоминают завывание зверя (на- пример, волка) и проявление стихии ветра. На мембранах бубнов можно наблюдать антропо- морфный символ бога ветра Пиннк-Олма (рис. 4). В руках у божества предмет, похожий на шест с лопаткой, — вероятный прообраз сво- бодных аэрофонов хоуфф и наввьт [45. P. 433]. Звучание данных инструментов характеризует их тембральную основу как антропо-зооморф- ную модель мифологических голосов потусто- роннего мира [30. С. 218]. Своеобразие музыкального саамского мыш- ления, которое проистекает из целостного вос- приятия звучащего мира, может быть раскрыто в соотношении тембродинамического и опози- ционного контраста звучаний. Проявляется это в противопоставлении громких, резких и тихих звучаний (пения, инструментальных звуков), связанных с определёнными обрядовыми за- конами. Данное табу на звук выражается в так называемой обрядовой тишине [1. С. 69]. В са- амском традиционном мировоззрении сформи- ровался культ тишины , так как оппозиция звук / тишина актуализируется в кризисные моменты жизни человека и природы, когда нарушается граница между мирами [24. С. 45] 7 . Табу реализовывалось в некоторых саам- ских поверьях. Так, нельзя было издавать зву- Рис. 4. Антропоморфный символ бога ветра Пиннк-Олма на мембране бубна [45] И. Соловьёв. К проблеме мифологических концептов интонационно-акустической традиции... 31 Рис. 3. Саамский сейд (Кольский п-ов, Мустатунтури; фото автора)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz