Соловьев, И. В. К проблеме мифологических концептов интонационно-акустической традиции саами // Музыка. Искусство. Наука. Практика. - 2019. - № 4 (28). - С. 28‒39.

Выявление истоков мифологических кон- цептов звука отражает взаимосвязь всех звуча- щих объектов на уровне органов восприятия. Тонкие грани слухового, зрительного и кине- тического мировосприятия тесно соприкаса- ются с окружающим звуковым пространством и воспринимаются в этническом сознании как голоса «иного» — потустороннего — мира, в котором обитают духи и боги. Это положение позволяет провести аналогию с явлением архаи- ческого синкретизма в саамском этническом пространстве с точки зрения недифференциро- ванности (синкретизма) восприятия звукового источника : «миф опирается на анимистические представления <…> в нём стираются границы между реальным и потусторонним мирами — все силы и явления, духи и люди действуют в мифе в одном сакральном пространстве» [4. С. 41] 3 . Исходя из многочисленных этнографических сведений, касающихся древних саамских веро- ваний, можно утверждать, что система мифо- логических взглядов саами основана на взаимо- связи анимизма, фетишизма и тотемизма [32. С. 21; 34. С. 118–123]. Данная триада древних верований может рассматриваться как феномен тотального аниматизма — всеобщей одушев- лённости [9. С. 53; 34. С. 118–120; 45. P. 13–14]. Аниматизм как особая форма коммуникации характеризуется верой в духов, поклонением священным животным (тотемизм), а также са- крализацией материальных объектов — деревь- ев, камней, водоёмов, гор, территорий (напри- мер, культ сейдов), верой в магическую силу амулетов, оберегов, которые в сознании саами наделены разумной психической субстанцией. Так, в труде И. В. Мациевского «Народная ин- струментальная музыка как феномен культуры» представлена концепция о стратиграфических пластах генезиса музыки, где первоисточником формирования интонационно-акустической культуры становятся субстанции окружающего природного пространства — биологическая и физическая музыка [20. С. 121]. Характерным для космологических пред- ставлений саами, как и для большинства древ- них этносов, является представление о строении вселенной в виде трёхъярусного пространства, с иерархией огромного числа духов и божеств, занимающих высшие (небесные), земные и низшие уровни мироздания [8. С. 241–242; 45. P. 387–388] 4 . Следует отметить, что важнейшей категорией саамского мировосприятия мифоло- гической картины мира является изначальная инвертированность (термин Н. Теребихина) [31. С. 255]. Данная концепция связана с прин- ципом зеркальности пространственных коорди- нат строения вселенной. В целостном представ- лении саами души предков, переходившие в подземный мир, продолжали жить в образе че- ловеческого двойника. Находясь на расстоянии всего лишь нескольких сантиметров от живых в перевёрнутом (зеркальном) положении, они пе- редвигались вслед за своими родственниками в верхнем мире (см. рис. 1, 2) [26. С. 58]. Яр- кую иллюстрацию пространственной инверсии можно наблюдать в верованиях восточных саа- ми. Согласно их представлениям, мир мёртвых мог существовать и на небе, среди звёзд [27. С. 119] 5 . Принцип пространственных координат про- является в локализации ассистентов-помощни- ков нуэйта — представителей животного мира: священной птицы Savio-lodde (саам.), священ- ного оленя — Savio-sarva (саам.) и священной рыбы Savio-guole (саам.), которые репрезенти- руют зооморфную ипостась мирового древа, располагаясь в нижнем мире [27. С. 119, 121; 35. С. 18; 31. С. 255]. Так, общение шамана на языке зверей и птиц, имитация их повадок было необходимым условием для достижения кон- такта с миром духов. И. Соловьёв. К проблеме мифологических концептов интонационно-акустической традиции... 29 Рис. 1. Обечайка саамского бубна, орнаментированная антропоморфными фигурами (принадлежит М. Медведевой, фото автора)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz