Соловьев, И. В. К проблеме мифологических концептов интонационно-акустической традиции саами // Музыка. Искусство. Наука. Практика. - 2019. - № 4 (28). - С. 28‒39.
роблема научной интерпретации саам- ской традиционной музыкальной эсте- тики стоит особенно остро в связи со своеобразием культуры саами в кругу тради- ционных архаических сообществ. Задачей на- стоящей статьи является попытка осмысления звуковой семантики через призму мифологи- ческих представлений саами, отражённых в комплексе звукового и вербального начал: как в сферах звуковой коммуникации — голосо- вых и инструментальных сигналах, создаю- щих знаковую модель коммуникаций своего и чужого пространства, так и в фольклорных текстах — мифах, легендах, поверьях, былич- ках. В научных междисциплинарных исследо- ваниях конца XX — начала XXI века особое место занимает определение значимости зву- ка и звучаний в традиционном сообществе и выявление так называемого звукового кода традиционной культуры, входящего в область «этнографии» звука (термин В. Виноградо- ва) [24. С. 45–47; 10. С. 47] 1 . В историогра- фическом аспекте вплоть до конца ХХ века изучение «этнографии» звука как отдельной области не было объектом целенаправлен- ных исследований. Многомерность и много- аспектность исследований звука и звучаний в контексте традиционной культуры становит- ся важной составляющей в развитии молодо- го направления когнитивной музыкологии — интонационно-акустической культуры , в осмыслении традиционной терминологии, обрядовой семантики в единстве звуковых, визуальных и кинематических семиотических знаков — кодов этнической культуры. Для характеристики музыкального мыш- ления в традиции саамского этноса важней- шее значение имеет раскрытие категории звука и звучаний в системе мировосприятия как связующего звена между человеком (его внутренним миром) и окружающим звуча- щим природным пространством. Для обо- значения данного пространства используется ряд терминов. Среди них термины, выражаю- щие обобщённые пространственные локу- сы, — звуковой ландшафт (Н. Дружкин) [13] — и локусы конкретных звуковых территорий — лесная фоносфера (Н. Кри- ничная) [18]; термин, отражающий ми- фологические доминанты восприятия в представлении о звучаниях и звуках «поту- стороннего мира», — надприродные звуча- ния (Т. Агапкина) [2. С. 9, 13, 18]. В связи со спецификой комплексного изучения ин- тонационно-акустической культуры саами в её мифологическом аспекте нами был пред- ложен термин когнитивно-звуковой ланд- шафт 2 . Истоки акустического мышления саа- ми мы можем обнаружить в сохранившихся древних звуковых поверьях в дошедших до наших дней преданиях, легендах, сказках, мифах, приметах, суевериях. Так, в саамском пантеоне существует огромное количество божеств и духов, почитание которых тесным образом связано с традиционным восприяти- ем звучащего мира [8. С. 241–242; 45. P. 279– 282]. Как известно, саами с большим почте- нием относятся ко всему, что может быть услышано, — будь то произнесённое слово, крик зверя или птицы, иные звуки. Согласно саамским поверьям, во всех объектах окру- жающего пространства присутствует невиди- мый мир духов саайвх , «…принимавших как человеческое, так и животное обличие <...> поддерживающих сложный симбиоз с людь- ми, выступая в качестве слуг, хранителей и носителей семейных традиций» [26. С. 58]. В саамской мифологии существуют ду- хи-предсказатели ovdasas (саам.), персонифи- кация которых происходит через слуховые и зрительные образы, связанные с временным проявлением, такие как стук, шаги, следы на снегу. Различают два типа: mannasas (саам.)— звуковые и зрительные образы, возникающие в прошедшем времени, и farrosas (саам.) — сопровождающая сущность — проводник, предсказывающий счастье. Так, саами инари верят, что farrosas живут вечно. П Музыка. Искусство, наука, практика / № 4(28) 2019 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz