Соловьев, И. В. К вопросам семантики музыкально-этнографической терминологии в музыкальной традиции саами (междисциплинарный аспект изучения) // Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «Бубриховские чтения: задокументированное народное слово» / ИЯЛИ. – Петрозаводск, 2020. - С. 93-96.

93 И. В. Соловьев Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова, (Петрозаводск, Россия) К ВОПРОСАМ СЕМАНТИКИ МУЗЫКАЛЬНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ СААМИ (МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ) Статья посвящена изучению терминологических аспектов в саамской музыкальной традиции. Обращение к семантике музыкально-этнографической терминологии становится актуальным благодаря исследованию традиционной музыкальной культуры саами в ее комплексном и междисциплинарном изучении. Ключевые слова: музыкально-этнографическая терминология, саами, семантика, междисциплинарный, комплексный подход. Обращение к терминологическим аспектам в изучении архаических традиций становится важнейшим стимулом для осознания изначальных истоков ранних форм функционирования музыкальной, шире интонационно-акустической сферы этносов. Одна из существенных науч- ных проблем трактовки народной музыкально-этнографической терминологии заключена в «синкретической многозначности номинаций» (явственно это проявляется в древних текстах и архаических культурах), в рамках эстетико-культорологических и музыкальных понятий и категорий [Мациевский 2009: 9]. В методологии исследования музыкальных традиций особую роль играет междисципли- нарный подход, который отражает прежде всего комплексное рассмотрение явлений традици- онного искусства. В этой связи изучение семантики народных понятий и терминов взаимосвя- зано не только с этнографическим контекстом изучения, но и непосредственно помогает рас- крыть сущность музыкального явления в его функциональных и исполнительских критериях. В историографии изучения музыкальной традиции саами обращение к этнической терми- нологии музыкального искусства носит фрагментарный характер как в трудах западных иссле- дователей, так и отечественных саамоведов. Сведения о бытовании терминов, относящихся к музыкальной традиции саами, мы можем зафиксировать в многочисленных трудах этногра- фов периода XVII–XXI вв. (И. Шефферуса, Э. Манкера, Н. Харузина, Н. Волкова, Л. Хомич, Н. Большаковой; музыковедов и этномузыкологов А. Лауниса, К. Тирена, Э. Эсхаймера, М. Чу- лаки, И. Травиной, Г. Карповой, М. Александровой и др.). Несомненно, отдельной и центральной сферой источников в поиске музыкальной термино- логии становятся лексикографические материалы западных и отечественных исследователей саамского языка XIX–XXI вв. (А. Генетца, Й. Фрииса, Т. Итконена, Г. Керта, Н. Афанасьевой, Р. Куруч и др.). Благодаря активному источниковому поиску, а также контактам с учеными-лингвистами, краеведами, руководителями фольклорных коллективов Кольского полуострова (в частности, с писателем-краеведом Н. Большаковой, музыкальными руководителями коллективов В. Гурино- вым и М. Медведевой, в том числе мастерами художественного профиля и музыкантами-испол- нителями) первые попытки свода музыкальных терминов нашли свое отражение в кандидатской диссертации автора «Инструментальные основы музыкальной культуры саами», посвященной изучению и реконструкции традиционных музыкальных инструментов саами [Соловьев 2012]. Безусловно, научные попытки системного отражения уже имели место в описании музы- кальных этнических традиций Сибири, к примеру, в работах О. Добжанской, Ю. Шейкина и др. [Шейкин 2002: 357–388; Добжанская 2007: 34–40]. Знакомство с работами исследовательницы В. Бакулы и обмен материалами, касающимися саамских названий, определили и дальнейшее на- правление в изучении терминологических аспектов саамской музыкальной традиции: написание «Саамско-русского словаря музыкально-этнографической терминологии» [Соловьев 2015].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz