Соловьев, И. В. К вопросам семантики музыкально-этнографической терминологии в музыкальной традиции саами (междисциплинарный аспект изучения) // Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «Бубриховские чтения: задокументированное народное слово» / ИЯЛИ. – Петрозаводск, 2020. - С. 93-96.
95 Для таксономического обозначения данной группы названий саамских музыкальных ин- струментов впервые был репрезентирован научный термин oрганоним (от греч. oργανον (греч.), organum (лат.) – орудие, инструмент; oνομα (греч.) – имя), предложенный известным петербургским инструментоведом Ю. Е. Бойко, а также включена собственная номинация эргононим в обозначение одной из подгрупп музыкального инструментария (см. органонимы группа 5). Органонимы рассматриваются в следующих дефинициях: 1) термины, отражающие морфологию; 2) заимствованные названия у народов, находящихся в контактах на протяже- нии разных этапов саамской этноистории; 3) термины, обозначающие способ и приемы звуко- извлечения; 4) термины, отражающие функцию инструмента; 5) эргононимы – термины, от- ражающие процесс и способы изготовления музыкального инструментария, звуковых орудий, орудий труда. Термины, отражающие элементы кинетики в танцевально-игровых видах творчества Если охватить взглядом терминологическую лексику танцевального искусства, то мы уви- дим сильное влияние извне – веяние русской (восточные саами) и европейской (западные саа- ми) культуры на позднем этапе саамской этноистории. Как отмечают исследователи, уже в сере- дине XX в. бытовали преимущественно заимствованные танцы, получившие широкое распро- странение, такие, как кадриль, краковяк, ту степ, полька, па-де-спань . Однако умели танцевать не все. Этот факт отражает далеко не всегда полное приятие саами заимствовованных элементов культуры, и не только в отношении танцев [Бакула 2017: 58–59; 199–202]. Исследователи отмечают, что среди народов циркумполярья общими элементами архаич- ных танцев являются те движения, которые бытовали в традиционных обрядах, в частности медвежьем празднике, сохранившемся у саами вплоть до XX в. Так, исследователи обнаружи- ли некоторые схожие движения и жесты с хореографией обских угров (хантов и манси), у кото- рых «медвежья церемония» имела огромное значение в традиции. Основу танцев составляют птичьи и звериные корпороимитации [The Saami 2005: 33–35]. Термины танцевально-игровой сферы дифференцированы на следующие категории: 1) тип движений; 2) название танца; 3) характер движений; 4) статус танцора-исполнителя. Трактовка этнографических терминов является важнейшим звеном в постижении традици- онной саамской музыкальной и шире – интонационно-акустической эстетики. Включение данных терминов отражает близкую и тонкую связь с окружающим миром в представлении саами о по- тусторонних силах (духах, божествах) с позиции тотальной одушевленности (аниматизма) и раз- мытости границ между звучащей биологической и физической материей. Такая специфика позво- ляет выявить и осознать тонкие грани слухового, зрительного и кинетического мировосприятия. В данную группу включены следующие категории: 1) топонимика и гидронимика, отражающая звуковые образы; 2) сакральные территории; 3) материальные предметы, атрибуты, в том числе мифологические, связанные со звуковым во- площением; 4) сакральные объекты, в том числе мифологические, а также термины онтологи- ческого пространства; 5) духи и божества, имеющие отношение к звуковой организации риту- ально-магических комплексов; 6) обряды, ритуалы, в том числе социальный статус; 7) психо- соматический статус нуэйта – саамского колдуна; 8) животный мир. Таким образом, исследование музыкально-этнографической терминологии является образ- цом комплексного подхода не только в методологии изучения музыкальных традиций этносов, но и в познании семантических основ саамской традиционной эстетики. Литература и источники Бакула В. Б. Духовная культура саамов и ее отражение в языке. Мурманск: ООО Принт-2, 2017. 288 с. Большакова Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем. Мурманск: Мурманск. кн. изд-во, 2005. 414 с.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz