Соловьев, И. В. К вопросам семантики музыкально-этнографической терминологии в музыкальной традиции саами (междисциплинарный аспект изучения) // Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «Бубриховские чтения: задокументированное народное слово» / ИЯЛИ. – Петрозаводск, 2020. - С. 93-96.

94 Обращение к работам филологов [Сенкевич-Гудкова 1963: 131–143; Иванищева 2012; Бакула 2017] позволило перейти к системному и структурному отражению саамских музыкаль- но-этнографических терминов и включить в словарь не только чисто музыкальную терминоло- гию, касающуюся музыкальных сфер бытования: певческих жанров, музыкального инструмен- тария и музыкально-хореографических форм, но и терминов, связанных с сакральной, бытовой и трудовой сферами саамской традиции. За основу словаря был взят принцип системы перекрестных аналитических указателей , впервые апробированный в своих трудах известным органологом, главой петербуржской и евра- зийской школы современного инструментоведения И. В. Мациевским [Мациевский 2007: 35– 386]. Суть данной системы заключается в представлении музыкальной терминологии по ряду ка- тегорий: органографических, исполнительских, функциональных и прочих, взаимосвязанных с трудовыми, обрядовыми, художественно-эстетическими сферами бытования музыкальной тра- диции (инструментальной, певческой, танцевально-игровой), которые генетически тесно взаимо- связаны и взаимообусловлены единством интонационно-акустического пространства этноса. Звукоподражательная терминология , открывающая категории терминов, – одна из самых интегрированных групп, которая характеризуется пограничными связями между ономатопеиче- ской лексикой бытовой речи и специфическими артикуляционными приемами (речитация, гортан- ные звуки, вибрато, глиссандо и пр.). Они широко распространены как в певческом искусстве за- падных групп саами (зап.-саам. eallijoiggus – звериная йойк ), так восточных (вост.-саам. мушшт- сэллэм лавл – букв. песня-имитация) [Соловьев 2015: 11, 28]. Более того, явления имитационной природы представлены и в сфере инструментализма, в том числе аутоинструментализма (букв. му- зыка тела – извлечения звуков при помощи собственного тела). Так, данные имитационно-инстру- ментальные компоненты нашли свое отражение в специфической инструментальной лексике, характеризующей различные приемы звукоизвлечения: ударить, стучать, греметь, скрести и пр. Данная группа включает следующие категории: 1) имитации голосов и механических звериных/птичьих звуков-сигналов; 2) звукоизобразительные термины, отражающие звуко- вые явления физической природы; 3) звукоизобразительные термины, отражающие действия (способ звукоизвлечения, характер звучания, тембр звуковых и музыкальных инструментов); 4) звукоизобразительные термины, отражающие форму предмета, объекта. В тесной взаимосвязи со звукоподражательной категорией терминов представлена олене- водческая терминология . Это сигналы пастухов-оленеводов с целью контакта с оленем, оленьим стадом, а также командные сигналы, предназначенные для бессменного помощника оленевода – пастушьей собаки. В частности, коммуникативная значимость человека и собаки отражена в певческих имитационных йойк, посвященных пастушьему псу, а также в архаичном нарративном жанре моайнас (вост.-саам. – рассказ, беседа, сказка, речь) с имитационным контек- стом исполнения [Керт 1986: 59; Большакова 2005: 380; Соловьев 2019: 80–81]. Саамская певческая терминология до сих пор не была предметом изучения. Тем не ме- нее благодаря публикациям отечественных и зарубежных исследователей мы имеем возмож- ность изучать семантику названий, относящихся к саамской певческой традиции. В свод тер- минов данной группы был включен ряд певческих терминов из работы В. Бакулы [Бакула 2017: 190–202]. Певческие термины дифференцируются по следующим показателям: 1) жанровые сферы; 2) стилистические особенности (манера, процесс пения, характер и специфические приемы инто- нирования); 3) социальный статус исполнителя; 4) метафорическая характеристика исполнителя. Термины музыкальных инструментов Впервые представлены названия и понятия, отражающие сферу саамского инструмента- лизма. Поводом нового научного обращения к саамской инструментальной терминологии послужили многочисленные письменные свидетельства зарубежных и отечественных иссле- дователей XVII–XXI вв., а также полевые материалы автора, накопленные на протяжении длительного периода собирательской деятельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz