Смирнов, В. А. Я живу на Севере : книга для чтения в средних и старших классах / В. А. Смирнов ; Мурм. обл. науч.-метод. центр системы образования. – Мурманск : Север, 1994. - 96, [6] с.: ил.
народности были обречены на вымирание, что цивилиза ция не принесла им ничего хорошего, кроме "огненной воды” . А ведь оленеводы с русскими поморами жили в тесной связи, много общались, перенимая друг у друга обычаи, культуру. В краеведческом музее Умбы сохрани лась тетрадь варзужанина Заборщикова (конец прошлого века). В тетради этой — рукописный словарь саамских слов, понятий, выражений. Оказывается, поморы еще 100 и более лет назад составляли словари для общений с оле неводами. А после революции? Ни алфавита, ни письмен ности, ни преподавания на саамском языке не было, как вообще не было никаких книг на саамском. Только та самая ’’огненная вода” . Так цивилизованным или нецивилизованным было село Поной? Вот хотя бы такие факты. В середине прошлого века священником Понойского храма Петра и Павла стал Николай Шмаков. Вскоре после открытия в Кузомени (в 1862 году) церковно-при- ходской школы Шмаков открывает такую же школу в Поное — для поморских и саамских детей. Тогда же он впервые на Кольском полуострове организовал в Поное... общество трезвости, добившись запрещения в селе прода жи спиртных напитков. Образованный, всесторонне раз витый человек, он всерьез заинтересовался природными явлениями, состоянием погоды и первым на Кольском полуострове стал вести гидрометеонаблюдения, за что потом был награжден правительством России орденом Святой Анны — ”за службу науке и Отечеству” , как было сказано в Указе. Как же мы за годы советской власти приумножаем славу древнего поморского села? Вроде начиналось не плохо. В конце двадцатых годов в Поное был создан колхоз ’’Север” . Люди занимались теми же промыслами — оленеводством, рыболовством, охотой. От пяти до десяти тысяч оленей было в колхозе, от пятидесяти до восьмидесяти тонн семги ежегодно вылавливали рыбаки, тоннами сдавали мясо, картофель, морковь, репу. Колхоз стал миллионером! И тем не менее в 1971 году решением Ловозерского райкома КПСС и колхоз и село были признаны ’’неперспективными” и ликвидированы. Не так давно сгорела в Поное старая церковь апосто лов Петра и Павла. Спалил ее заезжий люд — просто так. И безнаказанно — ведь села такого нет, а значит, и церк 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz