Смирнов, В. А. Я живу на Севере : книга для чтения в средних и старших классах / В. А. Смирнов ; Мурм. обл. науч.-метод. центр системы образования. – Мурманск : Север, 1994. - 96, [6] с.: ил.

До сих пор сохраняют поморы язык свой — певучий, образный, истинно русский. Когда известный новгород­ ский писатель Дмитрий Балашов приступил к работе над серией исторических романов, он прежде на Кольский полуостров приехал, прошел пешком по всем селам Тер­ ского берега с единственной целью — услышать, как звучит чистая новгородская речь XIII—XIV веков, неза­ мутненная никакими примесями. Ведь ни под татарами, ни под французами, шведами или немцами не бывала наша земля заполярная. Потому и сохранились у нас такие слова, как шелоник — юго-западный ветер , назван­ ный так по реке Шелонь, что с той же стороны в Иль- мень-озеро впадает. В январе 1870 года на сельском сходе в число постоянных жителей Поноя были приняты и саамы, как всюду подчеркивалось — ”по их просьбе” : ’’Видя на опыте большую для нас пользу и выгоду от по­ стоянной оседлой жизни, а также и от проживания в домах, а не в вежах, мы изъясняем согласие во­ двориться оседло на постоянное жительство в селении Поное...” По многим учебникам прошла эта цитата. Но об­ ратите внимание: саамы выражают ’’СОГЛАСИЕ водво­ риться оседло” , а не желание. Почему? Да потому, что в историческом документе перед этими строками есть другие: ”Мы, нижеподписавшиеся лопари, постоянно проживающие в селении Поное, вследствие ПРИГЛАШЕ­ НИЯ пристава 4 стана Кемского уезда оставить нашу кочевую жизнь и водвориться оседло сим письменно заявляем, что мы с давних лет постоянно проживаем в селении Поное, почти все имеем в Поное свою собствен­ ную недвижимость дома; многие из нас имеют жен из местных понойских жителей...” Человек может жить оседло, олени — никогда. Коче­ вать им написано на роду, ибо пастбища не беспредель­ ны, они истощаются быстро. Поэтому испокон веков у оленеводов существовали зимние, (лесные) и летние (приморские, тундровые) пастбища, переходные места выпаса. ’’Ягель растет медленно, а олень постоянно хочет кушать, — говорят пастухи, — потому и приходится кочевать” . Так, может, зря мы начали нарушать вековые устои саамской жизни? Мы привыкли говорить, что при царизме местные 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz