Смирнов, В. А. Я живу на Севере : книга для чтения в средних и старших классах / В. А. Смирнов ; Мурм. обл. науч.-метод. центр системы образования. – Мурманск : Север, 1994. - 96, [6] с.: ил.

что беды накатывали, болезни косили людей, уносили десятки жизней. А то совершали набеги ’’немецкие лю­ ди” , грабя и убивая жителей, сжигая дома и хозяйствен­ ные постройки. Но воцарившееся запустение было вре­ менным. Жизнь поднималась. Появлялись новые избы — в одну или две комнаты, с сенями, с русскими или голландскими кирпичными печами. При доме же двор для скота, амбар, баня. Мычали во дворе коровы, блеяли козы и овцы, возле лодок и карбасов на реке сновали люди. Снова ловили рыбу, добывали зверя. Работы всем хватало, работали много, потому и жили не бедно. Еще около 1532 года из Новгорода на Поной была направлена церковная миссия. Тогда и была построена здесь первая церковь в честь апостолов Петра и Павла. В 1575 году некоему старцу Феогносту в том же Нов­ городе была дана грамота, которою повелевалось ему возобновить эту церковь и крестить лопарей, не успевших креститься прежде. В 1608 году царский писец Алай Ми­ халков в своей книге писал: ’’Погост Понойский на реке на Поное, а на погосте храм верховных апостолов Петра и Павла древян постав­ лен по челобитью терских лопарей и для их крещения и веры православные, а в церкве образы и книги и ризы и на колокольнице колокола и все церковные строения государево данье...” Данье — значит, дар, подарок государев. Но мало построить церковь — ее надо освятить. И не простому священнику это делать. А кто сюда поедет? Путь-то неблизкий... И рассказывают старики, что лет десять стояла понойская церковь ’’без пения” , пока из далекой Колы не приехал преподобный Феодорит. Со­ брал он поморов и лопарей, сам совершил молебен. А уезжал, как и приехал, — на оленьих упряжках. Под­ нялась райда в крутую понойскую гору, остановилась. Окинул Феодорит сверху церковь, село поморское, осе­ нил все крестным знамением и изрек: ’’Господи, прежде век и отныне и всегда не предаждь, не обидь” . Уехал преподобный, а на том месте, откуда он на село любовался, люди поставили большой деревянный крест. Несколько веков стоял он, так и звали его — ’’архиерей­ ский” . Сейчас-то уже нет его, упал давно, сгнил. Но старые люди до сих пор знают это место и при желании ’’архиерейскую гору” показать могут. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz