Смирнов, В. А. Поворотная вода : документальная повесть / В. А. Смирнов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1989. - 158, [1] с.: ил.

р а » и «Памят ь Ленина» , то есть Ловоз ерскому району. Здес ь оленьи стада большие, и пастбищ давно не хватает. Та к что терские пастбища дали бы ловоз ерцам в о змож ­ ность существенно увеличить поголовье оленей. В этом предложении , очевидно, есть резон. Но вопрос: кто же будет ра звивать оленеводство в Терском районе — агропром или ловоз ерские совхозы и что от этого будут иметь колхозы Терского берега, — остается открытым. Хо ­ тя звучит он не менее резонно и насущно. Да , именно так. И ясно одно: от этих раз говоров и соображений экономи­ ке Терского района, к а к говорится, не легче — их надо во ­ площать уже сегодня в конкретное дело. Новый председатель чаваньгского колхоза человек мо­ лодой и энергичный. Б л а г о д а р я его стараниям и хлопотам в хозяйстве наметились некоторые перемены. Так, в Ча- ваньг е наконец-то появилась своя пилорама . По весне ее доставили в село, установили и пустили. Теперь колхоз, по крайней мере, не будет страдат ь от дефицита досок. На пилит ь можно любых — и для ремонта домов, и для карбасов . С последними надо, видно, спешить, пока живы по селам старики, умеющие их мастерить. А то начнет во зв р ащат ь ся молодежь в село (а в это хочется верить) , будет промышлять по тоням рыбу, пока будет на чем, а построить карба с или отремонтировать его толком мо­ лодые рыбаки не смогут. И научить их будет некому... Кстати, о дедовской науке. Сегодня многие поморы со школьных лет у е зжают из родных сел учиться в рай ­ центр и з ачастую не знают, как деды их и отцы рыбу на тонях ловят. Каникулы же школьники в большинстве слу ­ чаев проводят в пионерских и спортивных лагерях, в ту­ ристических походах. А почему бы летом в Умбе не о р г а ­ низовать школьную тоню? На ве рня ка нашлись бы среди старшеклассников же л ающи е в летние каникулы семгу ловить. И интересно, и деньги з а работу получали бы. По ­ ч ему бы не организовать из них бригаду, поставив во г л а ­ ве ее толкового бригадира из числа работников рыбоз а ­ вода или тех пенсионеров, кому здоровье еще позволяет трудиться . Чем не эффек тивная форма трудового воспита­ ния? Д а и нравственного. Ра зв е здесь не видится путь во звращения к ремеслу предков, к г ражданскому осо зна ­ нию и ув ажению этого ремесла? Тем более опыт — рядом. Много лет на з ад в Ловозерской школе -интернате был со­ зд ан кружок юных оленеводов. В нем ребята учились о б ­ ращать ся с оленями, ухажив а ть з а ними, управлять оленьей упряжкой. И потом, после школы, многие из них 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz