Смирнов, В. А. Поворотная вода : документальная повесть / В. А. Смирнов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1989. - 158, [1] с.: ил.

своп край, пекутся о красоте его, думают, как сохранить ее для внуков и правнуков своих. Тогда почему они не хо ­ тят в клуб ходить? Кто и когда отбил у них это желание? В своей книге «Терский берег», выпущенной Му рма н ­ ским книжным издательством в 1985 году, Н. Г. Яковенко пишет: «Интерес к вековой деревенской культуре, некогда утерянный, в наши дни все больше и больше возрастает. Как а я старая народная песня не тронет душу! А дерев ен ­ ские празднества с красивыми обрядами , играми и хоро ­ водами! У нашего современника появилось жела ние ви­ деть и слыша ть это, и не в кинотеатрах, не на э кранах телевизоров, а наяву». Не противоречит ли это действительности? С одной стороны, ка залось бы, нет. И автор прав: интерес к д е р е ­ венской культуре, же ла ние увидеть ее наяву возрастает. Но... больше у городских «современников». Тогда как у деревенских он падает, так обстоит дело с другой сто­ роны. Как же — наяву, а не на э кр ана х телевизоров, если в Тетрино только и разговоров, что о телевидении. Вот-де в Варзуге телевизоры з ар аботали , в Чав аньге телецентр строят, а про Тетрино все з абыли, так и умрут старики, телевизора не посмотрев... Факт, как говорится, налицо. И не мнимой стороной — действительной. Жи т е ли поморского села мечтают прикос ­ нуться к цивилиз ации, все меньше проявляя интереса к своей, деревенской культуре. К той, которую я ощутил и полюбил еще в детстве. Д а и как не любить ее, з а д у ­ шевную, привольную, видя, как в Кашк а р анца х на з е л е ­ ной лужайк е за клубом нар ядные женщины хороводы в о ­ дили, как в Варзуге они в са,рафанах и повойниках шли парами вдоль села и пели, а возле клуба их встречали отчаянные парни, наяривая под гармошку частушки!.. Нет, совсем другую картину довелось с годами увидеть в Тетрино. Взять День рыбака . Ка з алось бы, только и п р а ­ здновать его в рыболовецком колхозе. Какое там! Прошел он серо, буднично, незаметно. Кроме короткого докл ад а председателя колхоза о делах насущных да бесплатного кинофильма в клубе, ничего не было. Может, старики и старухи современные пра здники не признают, дума л я, им церковные подавай. Так перед тем и церковный был — петров день. Однако и он прошел в селе без музыки и без песен. Не потому ли, что мага зин не работал , спиртным не торговали? Вряд ли. Торговать-то не торговали, а не ­ которых из сельчан и до того, и после выпившими видели. Так что и этот стимул для веселья был. Веселья только 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz