Смирнов, В. А. Последняя любовь : понойские страницы творчества В. Смирнова / В. А. Смирнов ; Обл. дет. б-ка, Есенин. музей. – Мурманск : [б. и.], 1998. - 51, [1] с.: ил., портр.
ственную недвижимость дома, многие из нас имеют жен из местных понойских жителей...” Человек может жить оседло, олени - никогда. Коче вать им написано на роду, ибо пастбища не беспредельны, они истощаются быстро. Поэтому испокон веков у оленево дов существовали зимние (лесные) и летние (приморские, тундровые) пастбища, переходные места выпаса. “Ягель рас тет медленно, а олень постоянно хочет кушать, - говорят пастухи, - потому и приходится кочевать”. Так может, зря мы начали нарушать вековые устои саамской жизни? Мы привыкли говорить, что при царизме местные на родности были обречены на вымирание, что цивилизация не принесла им ничего хорошего, кроме “огненной воды”. А ведь оленеводы с русскими поморами жили в тесной связи, много общались, перенимая друг у друга обычаи, культуру. В краеведческом музее Умбы сохранилась тетрадь варзужа- нина Заборщикова (Конец прошлого века). В тетради этой - рукописный словарь саамских слов, понятий, выражений. Оказывается, поморы еще 100 и более лет назад составляли словари для общения с оленеводами. А после революции? Ни алфавита, ни письменности, ни преподавания на саам ском языке не было, как вообще не было никаких книг на саамском . Только та самая “огненная вода”. Так цивилизованным или нецивилизованным было се ло Поной? Вот хотя бы такие факты.. В середине прошлого века священником Понойского храма Петра и Павла стал Николай Шмаков. Вскоре после открытия в Кузомени (в 1862 году) церковно-приходской школы Шмаков открывает такую же школу в Поное - для поморских и саамских детей. Тогда же он впервые на Коль ском полуострове организовал в Поное ... общество трезво сти, добившись запрещения в селе продажи спиртных на- 30 питков. Образованный, всесторонне развитый человек, он
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz