Смирнов, В. А. Последняя любовь : понойские страницы творчества В. Смирнова / В. А. Смирнов ; Обл. дет. б-ка, Есенин. музей. – Мурманск : [б. и.], 1998. - 51, [1] с.: ил., портр.

ственную недвижимость дома, многие из нас имеют жен из местных понойских жителей...” Человек может жить оседло, олени - никогда. Коче­ вать им написано на роду, ибо пастбища не беспредельны, они истощаются быстро. Поэтому испокон веков у оленево­ дов существовали зимние (лесные) и летние (приморские, тундровые) пастбища, переходные места выпаса. “Ягель рас­ тет медленно, а олень постоянно хочет кушать, - говорят пастухи, - потому и приходится кочевать”. Так может, зря мы начали нарушать вековые устои саамской жизни? Мы привыкли говорить, что при царизме местные на­ родности были обречены на вымирание, что цивилизация не принесла им ничего хорошего, кроме “огненной воды”. А ведь оленеводы с русскими поморами жили в тесной связи, много общались, перенимая друг у друга обычаи, культуру. В краеведческом музее Умбы сохранилась тетрадь варзужа- нина Заборщикова (Конец прошлого века). В тетради этой - рукописный словарь саамских слов, понятий, выражений. Оказывается, поморы еще 100 и более лет назад составляли словари для общения с оленеводами. А после революции? Ни алфавита, ни письменности, ни преподавания на саам­ ском языке не было, как вообще не было никаких книг на саамском . Только та самая “огненная вода”. Так цивилизованным или нецивилизованным было се­ ло Поной? Вот хотя бы такие факты.. В середине прошлого века священником Понойского храма Петра и Павла стал Николай Шмаков. Вскоре после открытия в Кузомени (в 1862 году) церковно-приходской школы Шмаков открывает такую же школу в Поное - для поморских и саамских детей. Тогда же он впервые на Коль­ ском полуострове организовал в Поное ... общество трезво­ сти, добившись запрещения в селе продажи спиртных на- 30 питков. Образованный, всесторонне развитый человек, он

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz